Стройка с восточным вектором

0
10

Главные итоги Восточного экономического форума для представителей строительной отрасли России

Стройка с восточным вектором

Важнейшим событием в жизни нашей страны на уходящей неделе стал форум ВЭФ-2022. Кто-то, конечно, может поспорить с этим заявлением, кивнув на остановленную из-за чисто технических проблем первую ветку «Северного потока». Но, объективно говоря, Восточный экономический форум всё-таки оказался важнее.

Даже место проведения стало символичным – кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русском во Владивостоке. Российская Федерация повернулась лицом на Восток, показав, что готова и дальше активно работать на внешнем рынке, поддерживая активные связи с адекватными странами, которые имеют политический суверенитет и предпочитают взаимовыгодные отношения западному хамству и угрозам. А в таких странах, как известно, проживает 4/5 от всего населения планеты.

Мероприятие вполне удалось и сорвать его не получилось, невзирая на все немалые усилия проамериканских кругов. Цифры говорят сами за себя. На первый постковидный форум прибыло более 7-ми тысяч гостей. За три дня работы было подписано 260 соглашений об инвестиционных вложениях, а также меморандумы и соглашения на общую сумму 3 триллиона 255 миллиардов рублей, что также является абсолютным рекордом за всё время проведения мероприятия.

Организаторы уверены: сухая статистика даёт только часть картины. Речь идёт о полной трансформации всей мировой экономики. Её стремительное движение на Восток открывает для азиатской части России перспективы, которые раньше и представить было нельзя.

Как заявил полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев:

Значение Дальнего Востока несомненно выросло. Экспортные потоки, которые полностью повернулись в восточном направлении, создают новые возможности. Новые вызовы связаны с необходимостью большего развития транспортных магистралей и восточного полигона, Северного морского пути.

Разумеется, строительная отрасль также не была обделена вниманием.

Во-первых, были подтверждены планы о том, что госкорпорации продолжат реализацию масштабных инвестиционных проектов. А такого рода циклопические стройки на протяжении двух последних десятилетий рассматривались Правительством РФ как драйверы экономики, позволяя занять огромное количество строителей и инженеров, инвестировать в новые технологии и новые рабочие места.

Из того, что уже подтверждено, назвал сам Глава государства:

Правительство уже утвердило план развития Севморпути до 2035 года. На его реализацию планируется направить 1,8 триллиона рублей из разных источников. По прогнозу грузопоток этого коридора может вырасти с нынешних 35-ти миллионов тонн до целевого показателя в 220 миллионов тонн.

А Северный морской путь – это не только танкеры ледового класса и заводы СПГ, но и разветвлённая инфраструктура для всей русской Арктики. Ещё летом премьер-министр Михаил Мишустин сообщал, что в программу развития самого холодного в мире транспортного маршрута войдёт более 150-ти мероприятий, в том числе строительство угольных и СПГ-терминалов. Помимо этого, будут ещё вахтовые посёлки, которые имеют шансы вырасти в полноценные городки, линейные объекты связи, электроснабжения и транспорта, сложные заказы по инженерным изысканиям и проектным решениям, расширения портов и судостроительных мощностей. Словом, работы российским строителям предстоит много.

Ещё одни ключевые для страны проекты, о которых зашла речь на ВЭФ-2022, – это железнодорожные артерии Транссиб и БАМ, которые играют ключевое значение для повышения связности территорий. Президент России сказал, что считает отказ от расширения этих направлений из-за недостаточного объёма перевозок серьёзной ошибкой. И ошибку эту можно и нужно исправлять, подчеркнул Владимир Владимирович:

Конечно, нужно было делать это своевременно… Более того, были приняты и решения соответствующие, в том числе и во время моей поездки в Кузбасс, я это хорошо помню. Но потом всё-таки возобладала точка зрения, согласно которой трудно ожидать нужного объёма перевозок, прежде всего, конечно, угля, на восток. Теперь мы видим, что эта позиция оказалась ошибочной. Но ничего катастрофичного здесь нет.

Известно, что сейчас власти рассматривают вариант привлечения к работам на этих маршрутах военных строителей, для чего, в частности, может быть увеличена численность железнодорожных войск. В дальнейшем работа наверняка найдётся и гражданским подрядчикам.

Второй строительной темой, о которой говорили участники форума, стало гражданское строительство. Здесь в роли главных правдорубов выступили чиновники из Минстроя России, представив картину пусть и не критичную, но далеко не самую радужную. По данным замглавы ведомства Никиты Стасишина, в российских регионах спрос на жильё оказался на 50% ниже, чем год назад. Исключением стали Московский регион, Ленинградская область, Санкт-Петербург и другие города миллионники, где ситуация стабилизируется, но всё равно пока спрос ниже прошлогодних показателей.

За первую половину 2022 года объёмы ввода в жилищном строительстве выросли на 44% в годовом выражении, до 52,6 миллиона «квадратов». Однако за тот же период число выведенных на рынок крупных жилых комплексов сократилось на 22%. А сторонников беспочвенного оптимизма замминистра послал… в столицы субъектов Центральной России:

Те, кто говорит, что всё хорошо, пусть съездят в Ульяновск, Кострому, Новгород и посмотрят реальную картину.

Лекарство у экспертов Минстроя одно, и менять они его не планируют – снижение стоимости квадратного метра жилья и повышение доступности ипотечных программ. В частности, ведомство также выступает за продление льготной ипотеки, в противном случае выполнить показатель по ежегодному вводу 120-ти миллионов квадратов к 2030 году не получится.

Хотя тут с чиновниками Минстроя могут поспорить их коллеги из других ведомств. В Минтруде России, например, считают, что ипотека – это отнюдь не панацея для массового решения жилищных проблем россиян. По оценкам первого заместителя главы министерства Ольги Баталиной, в России как минимум 40% семей не могут взять ипотеку, даже льготную. А долгосрочные финансовые обязательства мешают завести детей, давят на демографию. И с другой стороны – разгоняют ценники на жильё, делая его ещё менее доступным.

Разумеется, во Владивостоке нельзя было не упомянуть про дальневосточную ипотеку. Президент объявил о продлении программы до 2030 года, хотя она должна была закончится в 2024-м. С помощью кредита по ставке в 2% новое жильё приобрели уже 48 тысяч семей. В этом году условия были расширены, теперь в программе могут принять участие не только молодые дальневосточники, но и врачи, учителя вне зависимости от возраста.

Застройщики также получают преференции в рамках программы «Дальневосточный квартал», которая позволяет выделять бесплатные участки земли и подводить инфраструктуру. Компании, в свою очередь, обязуются продать часть квартир региону по социальной цене и соблюдать единый архитектурный стиль.

Финансировать же строительство инфраструктуры в ведомстве рассчитывают за счёт дальневосточной концессии. По этим программам Владимир Путин попросил Правительство определить целевые лимиты для Дальнего Востока и зафиксировать их в бюджете на ближайшие три года. Всего в рамках концессий за год было одобрено восемь проектов на 12,3 миллиарда рублей, теперь финансирование проектов должно быть привязано к мастер-планам городов в ДФО.

Ещё одно важное объявление – для молодых специалистов обещано строительство 10-ти тысяч арендных квартир, ставка аренды будет существенно ниже рыночной за счёт субсидий из регионального и федерального бюджетов, а расположение жилья должно быть увязано с мастер-планами развития городов на Дальнем Востоке. И возможно в перспективе именно упорядочивание рынка арендного жилья, с защитой интересов всех участников, а также запуск государственных программ по социальной аренде станет важным фактором для решения жилищного вопроса.