Непростой поворот на Восток

0
134

Импортозамещению технологий в России препятствует нескоординированность действий при решении задач, с одной стороны, органов власти, а с другой – самих строителей

Непростой поворот на Восток

В Российском союзе промышленников и предпринимателей на днях проходила Межведомственная научно-практическая конференция на актуальную тему «Импортозамещение материалов, оборудования и технологий в области общегражданского и транспортного строительства». Соорганизаторами выступили сразу три комитета, входящие в структуру данной организации. В мероприятии также приняли участие представители Государственной Думы, Минпромторга, Минстроя, Минтранса и других органов федеральной госвласти.

Президент РСПП Александр Шохин в своём докладе отметил, что без создания транспортно-логистических коридоров трудно рассчитывать на то, что принято называть «поворотом на Восток». По его словам, для того, чтобы темпы гражданского и транспортно-инфраструктурного строительства не снижались, критически важно импортозамещение технологий.

На сегодня государством было предложено немало инструментов для поддержки таких проектов. Это отраслевые планы импортозамещения, специальные программы ФРП, промышленная ипотека, предоставление грантов. Но было бы преждевременным говорить, что всё проходит идеально.

Предприятия сталкиваются с отсутствием аналогов ряда импортной техники и стройматериалов на рынке России, а имеющаяся на нём продукция зачастую не соответствует требованиям по качеству. При наличии аналогов компании имеют дело с их более высокой стоимостью, в том числе из-за выпуска небольшими партиями.

Другая проблема, по мнению Александра Николаевича, состоит в нескоординированности действий при решении задач импортозамещения с одной стороны органов власти, а с другой – самих строителей. Присутствует такая проблема как отсутствие единых подходов и координации при создании цифровых платформ в сфере импортозамещения.

Во многом остроту проблемы должна снять общая стратегия импортозамещения, которая формируется сегодня, и конкретные механизмы её реализации по ряду направлений. Речь идёт о предоставлении льгот для импортозамещающих производств, включая снижение фискальной нагрузки, стимулировании спроса на отечественную продукцию, выделении приоритетных отраслей для решения задачи импортозамещения и концентрации поддержки.

Правительство России будет обсуждать бюджеты и сценарный вариант прогноза на следующий год и на трёхлетний период. При этом бизнес надеется, что в этих планах будет заложено, как минимум, неповышение налогового бремени, а в идеале – снижение фискальной нагрузки в проектах, связанных с импортозамещением. Хотя и понятно, что достичь этого будет непросто в виду дополнительных рестрикций и ограничений, в том числе и на российский экспорт российских товаров и сырья.

Об одном из таких «узких мест» в деле строительного импортозамещения остановился председатель комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин. Речь идёт о закупках дорожной техники, которая раньше на 95% закупалась у зарубежных партнёров:

Есть такие позиции, которые не производятся в Российской Федерации совсем. Например, тяжёлые краны, дорожные фрезы. Эта проблема очень сложная. Мы над нею сейчас бьёмся вместе с министерствами и ведомствами, со строителями. Без финансирования эту задачу не решить.

Игорь Александрович также сообщил, что финансирование лизинга на дорожную технику уменьшилось в четыре раза с прошлого года. Источников финансирования, чтобы можно было обеспечить серьёзные темпы импортозамещения, маловато. Темпы реконструкции заводов, которые нужно поддерживать, настолько велики, что требуют привлечения не только кредитного финансирования, но и финансирования капитала.

Поэтому бизнес рассчитывает на создание фонда государственно-частного партнёрства, где деньги государства могли бы быть потрачены на преодоление технологического отставания.

Ответ пришлось держать представителям власти. Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов подтвердил факт высокой импортозависимости страны в части дорожной техники. Он, впрочем, оговорился, что меры поддержки спроса существуют. И в рамках лизинга эти деньги закладываются ежегодно, в том числе на субсидирование процентных ставок по привлекаемым инвестициям и вложению средств в производство техники. Минпромторг, по словам чиновника, ориентирован на расширение производства продукции, выпуск новой техники, в том числе в рамках относительно нового механизма – обратного инжиниринга.

Со стороны законодателей выступил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. Он напомнил, что по всем отчётам и метрикам доля государства за последние годы в экономике выросла. Государство вкладывает инвестиции, исполнителями госзаказа могут быть и частные структуры. А вот малый и средний бизнес, по мнению парламентария, наоборот, «мечтает о дерегулировании, создании большей экономической свободы». Очень интересное, хотя и не бесспорное мнение. Рискнём предположить, что большинство руководителей небольших строительных компаний с удовольствием уступили бы часть своей «свободы» в обмен на господдержку и новые контракты.

Первый заместитель министра транспорта РФ Андрей Костюк сообщил, что Минпромторг, Минтранс и Минстрой делают всё для того, чтобы восстановить связи участников рынка:

Есть предприятия в сфере ВПК, которые готовы производить электронику, микрочипы. Они готовы заняться этим при условиях надёжного финансирования НИОКРа со стороны Минтранса и Минпромторга. Также и по другим линиям, но для них важен заказ. Массовое производство возможно только при заказе со стороны государства.

Словом, диалог получился интересным и насыщенным. Бизнес в привычной манере жаловался на трудности и намекал, что хорошо бы государству помочь с благими инициативами, раз уж приходится развивать собственную промышленную базу, а дорожка на Запад для нас теперь закрыта. Государственные мужи кивали на уже реализуемые проекты и призывали к более тесному взаимодействию.