Фальшивобетонщики наступают!

0
165

Возникла нетипичная ситуация, когда бизнес готов обратиться к государству с просьбой не «ослабить», а наоборот, «закрутить гайки»

Фальшивобетонщики наступают!

Рост ценников на стройматериалы вызвал ещё одно и вполне ожидаемое последствие – резкое увеличение количества фальсификатов. А это, между прочим, прямая зона интересов ответственности российских саморегулируемых организаций, рублём отвечающих (или, во всяком случае, обязанных отвечать) за безопасность и качество.

При этом высказывается мнение, что последние российские новшества в области надзора и контроля только развязали руки многочисленным «фальшивобетонщикам». Речь идёт о Федеральном законе от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ далеко не все оценивают исключительно в радужных красках.

В частности, немало скептических заявлений прозвучало в своё время в Новосибирске, где ещё в октябре проходили общественные слушания по теме противодействие недобросовестной конкуренции на рынке строительных материалов Сибири в условиях нового правового регулирования. Начальник управления метрологии, госконтроля и надзора Росстандарта Александр Кузьмин тогда отметил:

Вопрос качества строительных материалов на рынке готовой продукции стоит очень остро. Речь идёт не только о Сибирском федеральном округе, но и о стране в целом. Это касается цемента, труб, строительных смесей и растворов, радиаторов, лакокрасочных материалов и так далее.

Представитель надзорного ведомства добавил, что с контрафактом в строительстве велась планомерная борьба с 2015-го по 2020-й годы. И, если верить официальным отчётам, небезуспешно! Его объём в сегменте цементной промышленности Российской Федерации снизился с 48% до 14% – в денежном выражении это составило около 98-ми миллиардов рублей ежегодно. По кабельно-проводниковой продукции произошло сокращение фальсификата с 20% до 13%, рыночный эффект – 2,8 миллиарда рублей ежегодно. На сегодняшний день на разных сегментах рынка объём контрафакта варьируется от 5% до 30%.

Однако теперь, опасаются государевы люди, эти достижения могут откатиться назад. Так, 170-ФЗ фактически изъял у Росстандарта инструмент контроля за соблюдением обязательных требований в области технических регламентов, в частности о безопасности низковольтного оборудования. Отсутствие контроля со стороны государства на этапе обращения продукции стимулирует производителей выпускать продукт без соблюдения требований ГОСТа. Начнётся рост доли опасной, в том числе импортной продукции, от чего начнут страдать не только клиенты – покупатели квартир, но и добросовестные производители в сфере стройиндустрии.

Вот и исполняющая обязанности руководителя Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта Юлия Юрченко подтвердила, что при проверке строящихся за бюджетный счёт объектов выяснилось – качество поставляемой поставщиками продукции не проверяет никто. Точнее, проверки идёт исключительно на уровне бумаги, документов. Надзорные органы могут посмотреть и удостовериться, что закупалась именно так продукция, которая указана в проектной документации, что на неё есть сертификаты. А что там реально происходит на стройплощадке – остаётся за кадром. Как сказала госпожа Юрченко:

Наша практика осуществления надзора свидетельствует, что в 90 процентах случаев продукция, которая признана не соответствующей техническим регламентам, сопровождалась сертификатами. На мой вопрос о том, кто проверяет качество стройматериалов в Минстрое и инспекции Госстройнадзора пояснили, что у них таких полномочий нет. У нас их теперь тоже нет.

Тем более, что рост цен на сырьё дополнительно подталкивает подрядчиков «химичить» с материалами. Об этом заявил и координатор Национального объединения строителей по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко:

Строители и подрядчики стараются сэкономить – и расцветает теневой рынок. Проблемы есть по всем видам строительной продукции. Мы сталкиваемся с применением «бэу» труб, много фальсификата по технической продукции, кабелю. Есть серьёзные проблемы с качеством сертификатов, которые выдаются на продукцию. При осуществлении лабораторного контроля мы столкнулись с тем, что они тоже фальсифицируются. Всё это влияет на качество строительства, за которое застройщики отвечают своими деньгами, компенсационными фондами и репутаций. Для отрасли сегодня это очень болезненный вопрос.

Очевидно, что когда продукция выходит на рынок с фальшивым сертификатом, добросовестные производители банкротятся. И вместо строительства российских предприятий и появления новых российских мест, свои производители сворачивают бизнес, а их место занимает импорт, зачастую сомнительного качества. По данным Исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», с 2015-го по 2020-й годы доля незаконного оборота цемента на рынке Российской Федерации снизилась с 12-ти миллионов тонн до 3,16 миллиона, а ущерб отрасли от контрафакта – с 44,5 миллиарда до 13 миллиарда рублей. По экспертным оценкам, сегодня доля контрафакта составляет 5-6%.

Среди наиболее рискованной продукции, которая может стать причиной не просто материальных потерь, а аварий с человеческими жертвами, называют цемент, строительные смеси, лифтовое оборудование, кабельную продукцию и низковольтовое оборудование, трубы водоснабжения и многое другое.

Участники рынка предупредили о последствиях, к которым может привести использование некачественных и контрафактных строительных материалов: обрушение зданий и сооружений, построенных из таких материалов, выделение токсичных веществ, могущих стать угрозой жизни и здоровью граждан.

Возникла нетипичная ситуация, когда бизнес готов обратиться к государству с просьбой не «ослабить», а наоборот, «закрутить гайки». Потому что проблема фальсификатов относится к тем, с которыми чисто экономическими методами справиться невозможно. Нужно власть употребить. Среди предлагаемых мер – возвращение контрольных функций Росстандарту, более жёсткие требования к аккредитации компаний, выдающих сертификаты качества, принятие национального технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий.