Иммунитет для бизнесмена

0
83

Не перегибает ли российская власть палку, вводя излишне комфортный режим для потенциальных мошенников и казнокрадов?

Иммунитет для бизнесмена

Российские власти иногда принимают весьма асимметричные решения на вызовы времени. Например, все помнят, как в ответ на всплеск террористической деятельности в 2000-х неожиданно были отменены губернаторские выборы. Потом, правда, глав регионов всё-таки жителям снова разрешили избирать – вначале с федеральным фильтром, а потом и без оного. Теперь в ответ на экономические трудности власти приняли нестандартное решение – облегчить жизнь предпринимателям, которые обвиняются в экономических преступлениях.

На прошлой неделе, а точнее 22 февраля, депутаты Государственной Думы в первом чтении одобрили поправки к Уголовному кодексу РФ, которые уточняют и ограничивают применение ареста по экономическим преступлениям. В лучших традициях российской законодательной практики поправки задним числом включили в один из законопроектов, которые для таких случаев лежат наготове в думских канцеляриях. Речь идёт о проекте федерального закона № 253849-8 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», внесённых ещё 8 декабря 2022 года.

Справедливости ради, отметим, что документ имел самое прямое отношение к теме вопроса и был посвящён смягчению меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций. А именно, для таких лиц устанавливается приоритет применения судом «иной меры пресечения, позволяющей продолжить осуществление ими предпринимательской деятельности». Мотивируется это решение необходимостью и актуальностью реализации в Российской Федерации системных мер, направленных на исключение избыточного уголовно-правового воздействия в отношении предпринимателей.

В законопроекте указано, что при избрании меры пресечения суды должны рассмотреть варианты, которые позволят фигурантам продолжать вести бизнес. При этом будет действовать запрет на управление имуществом, которое изъяли или арестовали в рамках уголовного дела.

Новелла устанавливает критерии, при наличии которых можно применить арест:

  1. У обвиняемого нет постоянного или временного места жительства в Российской Федерации.
  2. Обвиняемый нарушил требования другой меры пресечения.
  3. Обвиняемый скрывался от следствия или суда.

В ходатайстве об аресте бизнесмена нужно будет обязательно подтверждать, что дело в его отношении не связано с предпринимательской деятельностью.

Также в документе указано, что срок ареста по экономическим делам можно повысить с двух до шести месяцев только с согласия руководителя регионального следственного органа. При этом необходимость дальнейших следственных действий не может быть единственным основанием для продления срока ареста.

В своих решения законодатели ссылаются на волю Главы государства. Во-первых, пункт 9 перечня поручений Президента России Владимир Путина по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 года № Пр-1269. Они включают следующие меры:

  1. Полную или частичную декриминализацию отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации), за совершение которых не предусмотрена или не применяется ответственность в виде лишения свободы.
  2. Пересмотр в отношении преступлений экономической направленности оснований для заключения под стражу субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций, для продления срока их содержания под стражей и производства предварительного следствия, а также приоритетное избрание в отношении указанных лиц иных мер пресечения в целях обеспечения возможности продолжения ими предпринимательской деятельности.
  3. Увеличение порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба или иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности (в том числе в части, касающейся размеров неуплаченных таможенных и иных обязательных платежей, в целях привлечения к ответственности, в соответствии со статьёй 194 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вот и в «крайнем» послании Владимира Владимировича Федеральному Собранию говорилось о том, что нужно вернуться к вопросу о пересмотре ряда норм уголовного законодательства в части так экономических составов.

Конечно, государство должно контролировать, что в этой сфере происходит, нельзя допустить здесь вседозволенности, но перегибать палку тоже ни к чему. Необходимо активнее двигаться к этой декриминализации, о которой я сказал. Рассчитываю, что Правительство вместе с парламентом, правоохранительными органами, деловыми объединениями будут последовательно и основательно вести эту работу.

И, как видим, Кабмин и парламент оперативно отреагировали на это предложение.

Нетрудно предположить, что такие меры не будут пользоваться широкой популярностью среди россиян и, даже более того, дадут отличный информационный повод для критиков и оппозиционеров. С одной стороны, понятно, что предприниматель, на которого обратили внимание следственные органы, наверное, не представляет такую социальную опасность, как вор-рецидивист, убийца или насильник. А потому мучать его до всякого суда в СИЗО, почти гарантированно обрекая на коллапс его бизнеса и не лишение рабочих мест его сотрудников, наверное, не совсем правильно.

В то же время «глубинный народ» то и дело читает о коррупционных скандалах, о растраченных бюджетных миллиардах, о бараках, которые выдают за новые квартиры для сирот, о проворовавшихся чиновниках и застройщиках, которым погрозили пальчиком и отпустили. И обычно комментарии к такого рода сообщениям сводятся к кивкам в сторону наших дальневосточных соседей, которые вместо декриминализации применяют к расхитителям народного добра не декриминализацию, а, наоборот, высшую меру наказания.

Поэтому у многих невольно возникает мысль – а не перегибает ли российская власть палку в обратном направлении, в страхе перед закручиванием гаек, вводя излишне комфортный режим для потенциальных мошенников и казнокрадов? Например, в строительстве на наших глазах шаг за шагом вначале отменили общественные слушания, потом разрешили торги с одним участником, а теперь вот смягчаются и различные силовые меры воздействия для потенциальных нарушителей. Поможет ли это российской экономике? Решение принято, эффект будем оценивать позднее…

 Искренне Ваш,
За-Строй.РФ