Лифты преткновения

0
146

Перейдя из режима свободной конкуренции фактически в статус монополиста, отечественные производители пытаются диктовать и свои условия по ценообразованию

Лифты преткновения

Проблема импортозамещения в строительстве не столь остра, как в других отраслях. И как хотелось бы многим руководителям строительных концернов. Всё-таки ссылка на коварных «непартнёров», перекрывших поставки жизненно необходимых компонентов – это универсальный аргумент, который оправдывает и повышение цен, и снижение зарплат, и выпрашивание господдержки, да и вообще любые непопулярные решения.

К сожалению строительных магнатов, особо кивать на «непартнёров» не получается – цементные заводы свои, российские, работают под боком. Арматуру катают на комбинатах «Северстали» и НЛМК, а работники на стройплощадках тоже отнюдь не выходцы из стран Запада, и если зачастую говорят по-русски с акцентом, то отнюдь не оксфордским. Так что, пожалуй, одной из немногих позиций, на которые можно напирать, остаются лифтовые механизмы. Вот их, действительно, завозили из стран, ныне резко ставших недружественными.

Аргумент, конечно, тоже сомнительный. Региональные строители пожимают плечами – мол, примерно такие же лифты что сейчас, что раньше спокойно можно покупать на своих предприятиях либо у собратьев-белорусов. Тем более, что даже входящий в Группу ПИК завод «Московское электрооборудование и лифты» («МЭЛ») уже обещает полностью уйти к концу года от импортных комплектующих и предлагает свою линейку отечественного оборудования.

Однако столичные застройщики на это только воротят носы и строят оскорблённые лица. Мол, фи, не стоит равнять жильё бизнес-класса с человейниками для простонародья. Неужто вы всерьёз хотите, чтобы солидные господа ездили на тех же российских или белорусских лифтах, что и серая масса?! Никак невозможно такого допустить – оскорбятся, измучаются, как классическая принцесса на горошине. Для благородных домов необходимо только благородные европейские технологии и никак иначе!

Впрочем, проблема даже не в закидонах элитарных застройщиков, а во вполне понятных аппетитах лифтовиков. Перейдя из режима свободной конкуренции фактически в статус монополиста, отечественные производители закономерно пытаются диктовать и свои условия по ценообразованию. Всё-таки, лифт, хоть и сложное технологически изделие, но не микрочип и не авиационная турбина – поставить российский электродвигатель, редуктор да управляющую электронику вполне можно. А насколько из-за этого скачет цена конечного изделия, что там объективно подорожало, а что объясняется исключительно желанием получить под сурдинку сверхприбыли – попробуй, разберись.

Разбираться планируют на уровне Общественного совета при Минстрое России, где лифтовый вопрос был поставлен ребром. На недавнем заседании комиссии по лифтовому хозяйству при Общественном совете принято решение о создании рабочих групп по ценообразованию и модернизации лифтов. Задачей которых станет выработка механизмов и мероприятий по обеспечению доступности лифтов и содержания их в надлежащем техническом состоянии. Речь идёт не только о новостройках, но и о плановом ремонте. Как объяснил замглавы Минстроя Алексей Ересько, ежегодно производится замена порядка 16-ти тысяч лифтов.

Дело это ответственное, напрямую связанное с безопасностью и аварийностью. По мнению отдельных участников встречи, в настоящее время в Российской Федерации складывается тревожная ситуация, свидетельствующая об отсутствии государственного контроля (надзора) за безопасностью лифтов. Не определён и не наделён полномочиями ни один орган государственной исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требований технического регламента «Безопасность лифтов» и Правил безопасного использования и содержания лифтов. Ранее эту функцию исполнял Ростехнадзор и некоторые другие ведомства.

По мнению экспертов, чтобы обеспечить обновление около 100 тысяч лифтов (для их приведения в соответствие с ТР ТС «Безопасность лифтов») до февраля 2025 года в рамках программ капитального ремонта многоквартирных домов, а также создать условия для безопасной их эксплуатации необходимы эффективные механизмы, которые позволят решать вопросы ценообразования и модернизации лифтов.

По данным, которые привёл секретарь комиссии по вопросам лифтового хозяйства, генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Пётр Харламов, цены на лифты выросли за год в нашей стране до 30%. Он также отметил рост числа несостоявшихся торгов. По мнению Ассоциации региональных операторов капремонта (АРОКР), причины несостоявшихся торгов – рост цен. Предельные расценки составляют около 1,1 миллиона рублей, в то время как к концу марта цены лифтов колебались вокруг 2-х миллионов рублей.

Участники накидали свои предложения. Среди таковых:

  1. Продлить действие постановления Правительства РФ от 30 сентября 2021 года № 1667, предусматривающее возможность увеличить цену договора на капитальный ремонт до 25% в связи с удорожанием стоимости материалов.
  2. Упростить импорт микроэлектронных компонентов из дружественных стран (в первую очередь, Китая). Речь идёт в основном о чипах и контроллерах.
  3. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615, позволяющие выплачивать подрядчику авансовый платёж в размере до 50% от стоимости договора, при этом значительно снизив требования к банковской гарантии для её удешевления.
  4. Разработать бюджетное финансирование проектов замены лифтов в рамках программ капитального ремонта многоквартирных домов.
  5. Осуществлять контроль за поставщиками сырья и производителями лифтовых компонентов в вопросе необоснованного повышения цен.
  6. Ввести государственную поддержку в виде ослабления налогового режима (по примеру IT-компаний) для подрядных организаций, привлекаемых для выполнения работ в рамках программы капитального ремонта в МКД по замене лифтового оборудования.

В общем, идеи вполне рациональные и сводятся, в основном, к мерам государственной поддержки, а также к присмотру за поставщиками. В целях выработки соответствующих мер при комиссии создаются две рабочие группы. Их предложения будут направляться в Общественный совет при Минстрое России, а затем в само Министерство строительства и ЖКХ РФ, а также другие заинтересованные ведомства.