Светофор для застройщика

0
129

Новые инструменты дадут далёким от рынка недвижимости и ценных бумаг людям возможность мгновенно понять – где им будет надёжно и безопасно, а где их ждут риск и убытки

Светофор для застройщика

Москоминвест планирует разделить всех столичных девелоперов на три группы сообразно тому риску, который каждый из застройщиков несет для потенциальных дольщиков. Об этом заявила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. Информация о надёжности московских застройщиков появится в публичном доступе на портале mos.ru уже нынешней осенью.

При этом предполагается использовать модель «светофора». Наиболее надёжные застройщики, со стороны которых нет нарушений по мнению Москомстройинвеста, будут внесены в «зелёный» список. Вероятность нанесения ущерба дольщикам или затягивание сроков строительства со стороны таких девелоперов минимальна.

Те компании, которые отстают от графика строительства на срок от одного до шести месяцев, или хотя бы раз задержали в течение года ежеквартальную отчетность, или же не соблюдают требования по размещению сведений в единой информационной системе, – попадают в пограничный, жёлтый список.

Наконец, в самом опасном, «красном» списке будут перечислены компании, у которых отставание от графика реализации проекта строительства составляет свыше полугода. Также основанием включения в «красный» список будет неисполнение девелопером порядка привлечения и использования денег дольщиков, неоднократное несоблюдение требований по размещению документов и сведений в единой информационной системе жилищного строительства, невыполнение требований по размещению проектной декларации, либо вносимых в нее изменений в течение года. Кроме того, систематическое нарушение порядка предоставления ежеквартальной отчётности в текущем году, требований к нормативам финансовой устойчивости, а также неисполнение предписаний об устранении выявленных ранее нарушений также даёт основание включить компанию в список высокорискованных.

Кстати, нечто подобное уже давно реализовано на мировом рынке ценных бумаг через присвоение каждому эмитенту рейтинга финансовой устойчивости. Эти рейтинги присваиваются специальными рейтинговыми компаниями. Шкала рейтингов обычно шире трёхцветного светофора, и включает в себя палитру в десяток ступеней от наиболее надежных компаний до эмитентов, допустивших дефолт.

Задача и «светофора» от Москомстройинвеста и рейтинга ценных бумаг от мировых рейтинговых агентств – проста и понятна. Эти инструменты дают далёким от рынка недвижимости и ценных бумаг людям возможность мгновенно понять – где им будет надёжно и безопасно, а где их ждут риск и убытки.

Кто же будет присваивать московским застройщикам определённый цвет, соответствующий его уровню надёжности? Заниматься этой работой будет комитет Москомстройинвеста. При этом госпожа Пятова отдельно подчеркнула, что присвоение «рейтингов» не потребует никаких усилий со стороны самих девелоперов. Для этого постановлением правительства Москвы были внесены изменения в положение о контроле в области долевого строительства.

В публично доступном реестре с указанием надёжности девелоперов на портале mos.ru предполагается указывать причины, по которым застройщику присвоен «жёлтый» или «красный» статус. Тем самым заинтересованный в услугах компании потребитель сможет увидеть, какие нарушения допущены этой компанией, чтобы решить – стоит ли иметь с ней дело.

Текущий статус строительных компаний планируется пересматривать раз в квартал, а по ряду параметров – раз в год. Если девелопер устранил ранее допущенные нарушения, то его рейтинг может быть повышен. При негативной динамике – «зелёный» застройщик может стать «жёлтым», и «жёлтый» превратится в красный. С последующим пристальным вниманием к этой компании со стороны Москомстройинвеста.

По подсчётам ведомства, всего на данный момент в Москве возводятся свыше 500 проектов силами 300 строительных компаний. Среди них, по оценке Анастасии Николаевны, в «зелёной» зоне окажутся 88% девелоперов. Около 7% застройщиков будут в промежуточной «жёлтой» зоне, и примерно 5% девелоперам будет присвоен красный цвет, сигнализируя потребителям и регулятору о серьёзных проблемах в компании.