НОСТРОЙ и НОПРИЗ должны до 1 сентября этого года утвердить регламенты по внесению сведений в Единый реестр. Но возникала серьёзная проблема…
Нет сомнений, что все представители профессионального сообщества уже хорошо ознакомились с постановлением Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945, регулирующее порядок ведения Единого реестра о членах СРО и их обязательствах. И тем не менее на один важный момент стоит обратить всем внимание.
Подпунктом «г» пункта 9 Правил формирования такого реестра Национальным объединениям предписывается обеспечить регламентацию взаимодействия с соответствующими саморегулируемыми организациями по вопросам размещения ими сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра. Таким образом, Нацобъединения должны будут до 1 сентября утвердить регламенты взаимодействия по внесению саморегулируемыми организациями сведений в Единые реестры членов СРО и их обязательствах.
И тут встал вопрос, а собственно каким органом Национального объединения такой регламент должен быть утверждён? Съездом или Советом?
С одной стороны, утверждение указанного регламента Советом имеет свои преимущества, так как понятно, что новое регулирование не позволит при написании регламента учесть все возможные нюансы и вопросы внесения сведений СРО в Единый реестр, а, следовательно, оперативно можно будет вносить в регламент изменения.
С другой стороны, такой регламент абсолютно касается деятельности всех СРО и, следовательно, будет затрагивать их права и интересы. Поэтому утверждение регламента Съездом, позволит снять напряжённость и недовольство при его написании и последующем после утверждения применении. Но в таком случае Национальным объединениям придётся применить всё своё профессиональное мастерство при написании проекта регламента, а также обсудить, получив замечания и предложения от всех СРО. Но в таком случае представляется, что на это может уйти большое количество времени, и Нацобъединения могут не успеть к 1 сентября 2022 года его выпустить.
Для того, чтобы понять, каким органом НОСТРОЙ и НОПРИЗ всё же будет утверждаться регламент по взаимодействию при внесении сведений в Единые реестры, – надо обратиться к Уставам Национальных объединений.
НОСТРОЙ
На XXI Всероссийском съезде СРО в сфере строительства 12 апреля 2022 года вопросом № 6 повестки заседания утвердили внесение изменений в Устав Национального объединения строителей. Возобновить в памяти, какие именно изменения в Устав НОСТРОЙ были приняты – можно в приложении № 8 к протоколу Съезда от 12 апреля. Коротко: изменения касались вступления новых редакций с 1 сентября 2022 года пунктов 2.2.19, 5.1, 5.2 и 12.5 Устава в новой редакции. Все эти пункты связаны с новым Единым реестром членов СРО.
Однако к компетенции Съезда или Совета не отнесено принятие или утверждение регламента взаимодействия Национальных объединений с соответствующими саморегулируемыми организациями по вопросам размещения ими сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра. Это объяснимо, никто и не мог предположить, что часть вопросов будет отдана на нормирование самим Нацобъединениям.
Вместе с тем в Уставе НОСТРОЙ есть пункт 10.11.11, определяющий компетенцию Совета по утверждению документов:
10.11.11. утверждение Регламента Совета Ассоциации, Регламента окружных конференций членов Ассоциации, Положения о координаторе Ассоциации по федеральному округу и городу федерального значения, а также иных регламентов и положений Ассоциации, определяющих правовое положение органов Ассоциации, создаваемых Советом Ассоциации на основании пункта 10.18 настоящего Устава, или устанавливающих порядок осуществления деятельности Ассоциации при реализации приоритетных направлений деятельности Ассоциации, утверждённых Съездом.
В связи с отсутствием в Уставе НОСТРОЙ иных пунктов по отнесению компетенции по принятию документов, распространяющих действие на все СРО, можно предположить, что Совет Национального объединения может утвердить регламент по взаимодействию при внесении сведений в Единый реестр членов СРО и их обязательствах, но только, если этот регламент будет направлен на реализацию приоритетных направления деятельности НОСТРОЙ.
Приоритетные направления его деятельности в этом году утверждены XX Съездом от 14 сентября 2021-го. Они представлены в приложении № 9 к протоколу Съезда. К сожалению, нам не удалось там найти хоть что-то близкое, касающееся Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах (может, конечно, плохо искали). Не нашли этого также и в приоритетных направлениях на 2023 год (также приложение № 9).
Таким образом, получается, что Национальному объединению строителей необходимо сначала определить компетенцию органа, который должен утвердить Регламент по взаимодействию при внесении сведений в Единый реестр членов СРО и их обязательствах. А значит, это обязательное проведение Съезда и чем быстрее, тем лучше!
НОПРИЗ
На Съезде членов Национального объединения изыскателей и проектировщиков 22 апреля 2022 года также внесли изменения в Устав в части ведения Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и их обязательствах и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра.
Однако редакции Устава НОПРИЗ от 22 апреля 2022-го не размещено на сайте Национального объединения, в связи с чем не в полном объёме понятна компетенция органов НОПРИЗ по утверждению регламента по взаимодействию при внесении сведений в Единый реестр членов СРО и их обязательствах.
Зато в Уставе НОПРИЗ есть такой пункт:
7.11.17. осуществление иных, предусмотренных настоящим Уставом функций, а также принятие решений от имени Объединения по любым вопросам, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции Съезда и Президента Объединения.
Представляется, что Нацобъединению не придётся проводить дополнительного летнего Съезда СРО для определения компетенции по принятию регламента во исполнение требований постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945.