Ни власти во главе с орловским губернатором, ни СРО, возглавляемая авторитетной начальницей, словно не замечают беспредела со стороны местного подрядчика
Большой интерес наших читателей вызвали публикации об особенностях господряда в Орловской области. Две статьи про «золотого губернаторского подрядчика» Михаила Маркина быстро набрали сотни просмотров и несколько читательских комментариев.
Действительно, ситуация показательна. Чуть ли не каждый день мы слышим про всё новые и новые мероприятия, направленные на пресловутое «повышение эффективности использование бюджетных средств». Общественные деятели, федеральные и региональные чиновники, маститые учёные, не щадя своих сил обсуждают, как бы ещё лучше отрегулировать рынок торгов по известным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы решить все нынешние проблемы. Какие ещё требования добавить, чтобы отсечь недобросовестных манипуляторов рынком, фирмы-прокладки и сомнительные однодневки? Что ещё нужно цифровизировать, чтобы лишить заказчика возможности распределять контракты среди пула доверенных лиц?
И вот раз за разом перекраивается лоскутное одеяло градостроительного и закупочного законодательства, придумываются всё новые и новые головоломные обременения, создаются высокотехнологические реестры и системы аналитики. Хотя нет-нет, да и промелькнёт вопрос – а может, стоит не городить огород, а добиться того, чтобы выполнялись уже действующие законы? И бороться с коррупцией стоит не изобретением экономических и цифровых механизмов, а старыми добрыми силовыми методами?
Тем более, что ситуация, которая открывается в регионах раз за разом опровергает благостную картину, о которой говорится на круглых столах. По факту в той же Орловской области выяснилось, что на протяжении как минимум 3-х лет все подряды на ремонтные работы и освоение городских пространств получали исключительно фирмы, подконтрольные одному и тому же бизнесмену. Сумма «освоенных» бюджетных средств составила порядка 1,8 миллиарда рублей! При этом, на получение тендеров всегда претендовали и другие фирмы, предложения которых зачастую были выгоднее, а условия работы прозрачнее. Однако всегда находились «основания», чтобы не допустить конкурентов до конкурса.
По меньшей мере наивно предполагать, что в регионе все эти годы никто ничего не знал и не видел. Особенно те люди, которые призваны следить за злоупотреблениями в экономической сфере. Виртуальная школьная площадка за 30 миллионов целковых стала только последней каплей, которая по какой-то причине переполнила чашу.
А ведь разговор не о мелком ремонте в каком-то медвежьем углу. Орёл – областной центр, старинный русский город. Школу, о которой идёт речь, строили по адресной инвестиционной программе. То есть, выделенные средства должна были контролировать местные власти. Причём, на самом высоком уровне. Наши читатели отметили в комментариях, что в области действует проектное управление, которое призвано держать на карандаше такие вопросы, а за исполнение национальных проектов отвечает отдельный заместитель губернатора. Куда же они все смотрели? Вопрос, как говорится, риторический.
Ниточки деловых и дружеских связей господина Маркина тянутся, как поговаривают, к председателю Орловского областного Совета народных депутатов Леониду Музалевскому и губернатору Андрею Клычкову. Заметать сор под ковёр до бесконечности не получилось, не помогла даже нашумевшая отставка главы контрольно-счётной палаты региона, по слухам, случившаяся по причине излишнего внимания со стороны КСП к областной подрядной кухне.
Теперь история вышла на российский уровень, попала на страницы федеральных СМИ, и администрации придётся держать ответ. Возможно, удастся спасти ситуацию, пожертвовав «пешками» – клерками из местного минстроя или даже более крупной фигурой. Но при этом опять-таки понятно, что вопрос о том, выйдут губернские власти сухими из воды или нет – зависит не от суммы «освоенных» миллиардов и не от фактических злоупотреблений, а исключительно от того, будет ли дано «добро» на смену руководства.
И, безусловно, возникают вопросы к системе строительного саморегулирования. ООО «Техспецкомплект» (ИНН5751057842) господина Маркина с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и штатом всего в 33 сотрудника, раз за разом удивительным образом выигрывает конкурсы на десятки и сотни миллионов рублей! Реестр госзакупок выдаёт по этой фирме не менее 15-ти поставок по 44-ФЗ на сумму 1,784 миллиарда рублей.
ООО «Техспецкомплект» входит в Ассоциацию Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей «Орловское региональное объединение строителей» (СРО-С-213-30032010), имеет 3-й уровень допуска и, судя по отчётам СРО, без проблем проходит все проверки.
То есть, получается, что СРО «ОРОС» нисколько не насторожили систематические срывы сроков работ по строительству школы. Ни тот факт, что за первые полгода были выполнены лишь 5% работ от общего объёма. Ни приостановка работ летом 2021 года. Ни тот факт, что за шесть месяцев до официального срока сдачи объекта строители возвели только два из четырёх и пяти запланированных изначально этажей. Ни официальные просьбы подрядчика к заказчику раз за разом сдвигать сроки сдачи объекта.
Региональная СРО, которую возглавляет уважаемая Ирина Кузьма, между прочим, экс-председатель ностроевского ревкома, раз за разом утверждала бравурные отчёты и подписывала успешные результаты проверок. Всё было замечательно до тех пор, пока на объектах ООО «Техспецкомплект» не появилась областная прокуратура и не началось возбуждение уголовных дел.
Хотя вообще-то другие СРО в аналогичной ситуации начинают бить тревогу, организуют встречи заказчиков и подрядчиков, пытаются вникнуть в ситуацию, если нужно помочь, либо, напротив, применить дисциплинарные меры. Всё-таки, речь идёт о сохранности компфондов и риске повышенной финансовой нагрузки для остальных членов. Но, видимо, к такой уникальной компании общий подход оказался неприменим. Поневоле возникает вопрос – неужели Ирина Евгеньевна и дела Национального объединения строителей проверяла с такой же внимательностью и беспристрастностью?! Теперь она, кстати, совмещает работу в СРО ещё и с должностью советника ФАУ «РосКапСтрой». А не столь давно в том же НОСТРОЙ ей доверили рулить комитетом по цифровой трансформации строительной отрасли…
Выводы, к сожалению, неутешительны. Можно сколько угодно перекраивать законы, до тех пор, пока административные процедуры окончательно не превратятся в нерешаемую головоломку для добросовестных участников. Можно громоздить какие угодно цифровые реестры. Но до тех пор, пока не будет политической воли на борьбу с коррупционерами и казнокрадами, никакого эффекта от этих инноваций не будет.