АвтоВАЗ предлагает повысить размер утильсбора, чтобы дополнительно защитить внутренний рынок от импорта.
Источники “Ъ” подчеркивают, что правительство уже не раз отклоняло эту идею, а сейчас она ограничит немногие существующие локальные проекты на базе китайских автомобилей, так как те не получат компенсации. Все это создает риск дальнейшего роста цен и дефицита автомобилей.
«Утильсбор сегодня составляет 170 тыс. руб. Если раньше по отношению к цене автомобиля это было таким останавливающим стоп-фактором — порядка 10–15% в некоторых моделях, то сейчас это гораздо ниже 10% по многим моделям», — цитирует издание «Коммерсант» руководителя АВТОАЗа.
Утилизационный сбор на ввозимые автомобили как обязательный платеж ввели в России в 2012 году со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и связанным с этим снижением ввозных пошлин на автомобили. Сначала утильсбор платили только импортеры. С 2014 года выплата стала обязательная для всех автоконцернов. Однако при подписании с Минпромторгом специнвестконтракта полагались льготы. Утильсбор — одна из популярных тем обсуждения между автопроизводителями и правительством. Дело в том, что этот сбор напрямую влияет на стоимость автомобилей и автокомпании всегда индексировали цены вслед за повышением сбора.
Одно из последних наиболее ощутимых повышений произошло в начале 2020 года. В первую очередь повышение ставок коснулось сегмента легковых автомобилей, среднее изменение для которых составило 110,7%. При этом для машин с двигателем до 1 л утильсбор возрос на 46,1%, тогда как для автомобилей с двигателем от 3,5 л — на 145%. В самом массовом сегменте машин с агрегатами рабочим объемом от 1,0 до 2,0 л увеличение утилизационного сбора составило 112,4%, сообщал Autonews.
В середине 2021 года действующий тогда глава Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель говорил, что именно перенос очередных планов по повышению сбора позволило автобрендам сдержать цены.