«Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями идем в баню…» Знаменитая фраза из не менее знаменитого фильма накрепко связала Новый год с банной тематикой, однако чаще наше внимание фокусируют исключительно на русской бане или родственной ей финской сауне. Но есть, как известно, варианты.
Уж греться — так греться. Что русская парная, что сауна сразу выдают свое северное происхождение довольно жестким характером: «прогреть кости» с мороза надо как следует, но в такой бане долго не высидишь. Бани, родившиеся в более мягких климатических условиях, работают с нашим организмом не так жестко и располагают скорее к неспешному наслаждению теплом, нежели к контрастным бодрящим процедурам.
Бани вместо библиотек
Турецкая баня (хамам), как известно, восходит к римским (а правильнее сказать, к греческо-римским) термам. Повторив судьбу многих достижений Античности, римская баня была практически забыта на Западе, но на Востоке новые хозяева — динамичные и бодрые кочевники — рачительно распорядились наследием римлян.
Самый характерный элемент классической турецкой бани — купол, возведенный над центральным помещением. Купол испещрен небольшими окошками, создающими впечатление звездного неба. Они пропускают лишь небольшую часть солнечного света, а потому в бане царит полумрак. По внутренним стенкам купола стекает конденсат. Еще один характерный атрибут — курны, чаши для омовения. Они вытачивались из камня и не имели стока.
Пока Пророк не объяснил своим последователям, что баня — это хорошо, а рабы не признавали никакого иного мытья, кроме обливания холодной водой. Омовение в купели, по их мнению, приравнивалось к бултыханию в собственной грязи. Однако, вторгшись из Аравии на подвергшийся сильнейшему греко-римскому влиянию Ближний Восток, дети пустынь сумели кое-что оценить по достоинству. Но только кое-что.
По некоторым сведениям, захватив Александрию в 642 году, воины Пророка устроили большую помывку. Термы топились полгода без перерыва, причем в их печах горели ярким огнем пергаменты из библиотеки Птолемеев — эллинистических правителей Египта. Погибло не менее 700 000 свитков — такую цену заплатило мировое культурное наследие за приобщение арабов к бане.
Ласковое тепло
Надо сказать, что, позаимствовав у римлян саму идею расслабляющих процедур в не очень жарком, но очень влажном воздухе, народы Востока — арабы, а впоследствии турки — внесли в конструкцию самой бани довольно значительные изменения.
Римская цивилизация любила большие объемы и высокие своды — величественные руины терм имперского периода до сих пор поражают воображение. Турецкие бани уменьшились в размерах и едва ли не вросли в землю. Небольшие помещения с низкими, испещренными крошечными оконцами куполообразными потолками, царство полумрака — они больше походили на тайные святилища, нежели на предприятия общественного релакса.Если термы стояли в римских городах на почетном центральном месте, то первые арабские бани возводились на окраинах, буквально в пустыне. Со временем бани, получившие распространившееся по всему Востоку арабское название «хамам», стали пристраивать к мечетям, где они превратились в инструмент ритуального очищения.
В купель наливают довольно горячую воду (38 и 43°С), поэтому банный сеанс обычно не превышает 15 минут. Особое удовольствие может доставить купание в фурако под открытым небом. Сухая баня позволяет проводить гораздо более длительные процедуры. Лежа в горячих опилках, пропитанных ароматическими маслами, человек расслабляется и порой засыпает.
Что же прежде всего объединяет римские и турецкие бани? То, что, в отличие от сауны и русской бани, печь тут находится не непосредственно в банном помещении, а под полом. В римских термах применялся гипокауст (буквально «жар снизу») — своеобразная система центрального отопления.
Печь подогревала воздух и воду, а те, в свою очередь, двигаясь по специальным каналам в полу и стенах, согревали помещение бани. Арабы усвоили эту технологию, правда, некоторые восточные бани строились на теплых источниках и использовали геотермальное тепло. Другое сходство римской и классической турецкой бань заключается в определенной этапности принятия процедур.
Традиционно терма делилась на несколько помещений с разной температурой воздуха в залах и воды в бассейнах, и прежде чем отправиться в самое жаркое помещение термы — кальдарий, римлянин обязательно посещал тепидарий- теплое помещение. Были еще фригидарий, где царила прохлада, и лаконик — комната с сухим жарким паром, то есть некое подобие сауны.
Мир красивого камня
В классических хамамах это деление отчасти сохранилось, правда, тепидарий из самостоятельного помещения превратился в нечто вроде предбанника для харара — аналога кальдария, центрального зала бани. В роли лаконика выступали специальные ниши в стенах харара, где воздух был суше и горячее.
В наши дни помимо классических турецких бань, выстроенных по всем правилам, существует и современный редуцированный вариант в виде одного-единственного помещения — харара. Кстати, важное отличие харара от кальдария состоит в том, что в центре последнего находился бассейн с горячей водой, а в турецкой бане в центре зала на постаменте установлена мраморная плита с подогревом — гебекташ.
Посетитель укладывается на плиту — здесь его намыливают пеной и делают массаж. Необходимый конструктивный элемент бани — купол: влага из воздуха конденсируется на потолке, и если бы он был плоским, посетителей регулярно обдавала бы прохладная капель. В реальности же влага стекает по стенкам купола в специальные стоки.
Конечно, в современных банях восточного типа применяется не аналог гипокауста, а электрические парогенераторы. Но есть одна традиция, которую строители современных хамамов не только не нарушают, но и всячески развивают. Технологически представляя собой коробку из кирпича или бетона, турецкая баня обязательно должна быть богато украшена изнутри. Созерцание мозаик с восточными мотивами и переливающихся текстур цветного мрамора создает особое настроение, без которого посещение турецкой бани нельзя было бы назвать полноценным.
Богатый декор, который особо ценится на мусульманском Ближнем Востоке, несколько контрастирует с традиционной лаконичностью Востока Дальнего, а точнее — японской горячей бани. Здесь царствуют поверхности из натурального дерева.
Сладкий сон в опилках
Японская баня состоит из четырех элементов: две бочки-купели (фурако) и два продолговатых деревянных ящика (размеры 80х80х200 см), которые носят название офуро. Фурако наполняются непривычно горячей для европейца водой — в одной купели она нагрета до температуры 38 °C, а в другой — до 42−43. По мере знакомства с японским банным опытом переносить жар фурако становится легче, но вообще-то купели не предназначены для долгого сидения.
Особенно важное требование — уровень воды в фурако должен находиться ниже уровня сердца человека, принимающего баню. Таким образом, в отличие от жаркой сауны, голова и сердце сильному температурному воздействию не подвергаются, что делает купание в фурако более безопасным для людей, имеющих проблемы с сосудами.
Офуро по форме ближе к привычной нам ванне, вот только воды в них нет. В таких ящиках проводятся два типа банных процедур. В первую офуро, которая ставится наклонно, под углом 45 градусов, насыпают кедровую стружку, иногда добавляя в нее ароматические масла. Офуро имеет устройство подогрева, так что стружка всегда теплая. Вторая офуро наполняется крупной гладкой галькой и тоже подогревается.
Посетителю бани предлагают зеленый чай, после которого начинается активное потоотделение — самое время лечь в кедровые опилки. Стружка впитывает пот, одновременно разогревая и массируя кожу, которая тем временем насыщается разнообразными микроэлементами. Лежание на теплом опилочном ложе так расслабляет и умиротворяет посетителя бани, что нередки случаи, когда клиент засыпает.
Очнувшись от неги, он отправляется в душ, смывает ссебя остатки пота и стружки и переходит в другую офуро, установленную абсолютно горизонтально. Лежащему на подогретой гальке клиенту делают массаж с помощью тех же самых камешков.
Бочки с водой и с паром
После сеанса офуро можно последовательно погрузиться в фурако — сначала в ту, где температура воды меньше, потом в ту, что погорячее. Там посетителю делают массаж верхнего пояса конечностей. Стоит еще раз подчеркнуть, что фурако не предназначена для долгого сидения, хотя попадаются любители поплескаться в бочке подольше. И совершенно однозначно это не та баня, где моются. В фурако следует погружаться, предварительно тщательно вымыв тело, -никакие мочалки и мыло в купели не допускаются.
Среди предлагаемых на нашем рынке типов бань существует так называемая алтайская баня, или фитобочка. С японской фурако ее роднит вид деревянной бочки, а с турецким хамамом — пар. Человек усаживается внутрь алтайской бани (только голова выступает наружу), после чего включается парогенератор, нагнетающий внутрь бочки пар. По пути он проходит через колбу из нержавеющей стали, в которой на специальной решетке укладываются лекарственные травы. Этот фитопар, как считается, имеет оздоровительные свойства.Возвращаясь к японской бане, можно сказать, что стандартная длительность банных процедур составляет около двух часов, а последовательность чередования офуро и фурако может меняться. Заканчивается все чайной церемонией, во время которой к чаю подается легкая еда вроде фруктов или суши.
Конструкция элементов японской бани проста, ибо уходит корнями в глубокую древность, однако коль скоро мы доверяем этим деревянным сосудам свое тело и здоровье, было бы интересно узнать, как и из чего их делают.
Дерево и клей
Как удалось выяснить, купели делают из трех видов древесины: дальневосточной липы, сибирского кедра и тика. Ранее фурако делали из дуба, но у дуба есть один серьезный недостаток — в его древесине огромное количество дубильных веществ. Поскольку купель никаким защитным слоем, кроме масла, покрывать нельзя (иначе она перестанет быть купелью), дубильные вещества выступают на поверхности фурако и на ней появляется слой, напоминающий битумный вар.
Алтайская баня (иногда ее называют тибетской) греет человека облаком пара, напоенного ароматом лекарственных трав. Важное отличие от русской парной состоит в том, что в пар не приходится окунаться с головой, подвергая сосуды мозга рискованным нагрузкам.
Иногда купель собирают традиционным бондарным способом: трапециевидные в сечении ламели делаются гладкими и прижимаются друг к другу за счет разбухания и стягивания обручами. Другая технология — соединение ламелей методом «шип-паз», что добавляет прочность конструкции, которой требуется удерживать до 2 т воды.
Между собой деревянные планки проклеиваются эпоксидной смолой, и лишь в некоторых соединениях вместо смолы используется силиконовый герметик, обладающий определенной эластичностью, что становится важным при разбухании изделия. После того как «бочка» собрана и на нее надеты обручи, внутрь купели устанавливают необходимое оборудование — устройства нагрева и фильтрации, гидро- и аэромассажа.
К офуро требования не так высоки, ведь в них не заливается вода и стенки ящика практически не соприкасаются с кожей человека. При их изготовлении используются дуб, тик или липа, и здесь на первый план выходят не свойства конкретной породы древесины, а скорее соображения дизайна. Деревянные детали соединены шпунтами, так как герметичность здесь не требуется.
Если офуро эксплуатируется всегда в закрытом помещении, то японские банные купели могут быть вынесены и на открытый воздух, что нередко практикуется как в Японии, так и в России. В этом случае к купели подводят необслуживаемый теплообменник или проточный нагреватель воды.
Как бы ни была устроена баня и из какого бы уголка мира она ни пришла, польза ее очевидна: баня оздоравливает тело, позволяет расслабиться, снять усталость и одновременно ощутить прилив бодрости. А уж кому что милее — турецкий камень или японское дерево — вопрос вкуса и настроения. Попробовать стоит все.
Редакция благодарит представителей ООО «Горстройсервис» (японские бани) и ООО «КБ Стим» (хамам) за консультации при подготовке данной статьи
Олег Макаров