Строительный сектор в первом квартале 2023 года стал одним из источников восстановительного спроса на рынке лизинга. По итогам 2022 года доля строительной техники в совокупном лизинговом портфеле выросла с 7 до 9%. В целом же по России в лизинг приобретается более 70% всей строительной техники.
Таким мнением поделилась генеральный директор «ТСС-Лизинг» Татьяна Донченко.
«Рынок лизинга строительной и дорожно-строительной техники остается одним из немногих сегментов, демонстрирующих сегодня рост. При этом произошло изменение структуры лизингового бизнеса внутри этого сегмента – если раньше большая часть сделок проводилась с дорожно-строительной техникой, то сейчас акцент сместился на строительную технику. В первую очередь, это связано с весомой поддержкой строительной отрасли со стороны государства и, как следствие, высокой деловой активностью в этом сегменте», – отмечает эксперт.
Строительство, стимулируемое мерами господдержки, сохраняет устойчивые темпы развития, – по данным Росстата прирост объемов строительства в 2022 году составил 5,2%. Это обуславливает необходимость в новой технике, в т. ч. поставляемой в лизинг.
По итогам 2022 года доля строительной техники в новом бизнесе лизинговых компаний увеличилась с 13,3% до 16,0%, а прирост нового бизнеса в этом сегменте составил 4,5%. В январе-мае 2023 года выдача в лизинг строительной техники выросла уже на десятки процентов. Среди наиболее востребованной техники – автокраны, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, самосвалы, краны на шасси, автогрейдеры, фронтальные погрузчики и т.д.
Для строительного сегмента, как и для всего рынка лизинга в целом, характерен рост спроса на подержанное оборудование и переориентация на технику из КНР. В первом квартале 2023 года доля китайской техники на российском рынке составляла 64%. Для сравнения в 2021 году этот показатель был 26%, в 2022 – 50% (по данным ассоциации «Росспецмаш»). Доля китайских производителей во всех сегментах лизинговых услуг сегодня превышает 23% в общем объеме рынка.
«Лизинговые компании активно развивают сотрудничество с поставщиками техники из Китая, Турции и ряда других стран. Только с начала года мы реализовали ряд прямых импортных контрактов на поставку такой техники. В частности, передали крупному строительному холдингу, специализирующемуся на строительстве топливно-энергетических объектов, автокраны, мобильные подъемники и иную технику от китайской машиностроительной компании Zoomlion», — отмечает Татьяна Донченко.
Учитывая рыночные тенденции, доля китайского оборудования на российском рынке лизинга строительной техники будет только расти.