Большинство – «за», но воз и ныне там

0
101

Сахалинские саморегуляторы разбирались в том, кто в ответе за срыв сроков капитального ремонта в областной детской поликлинике

Большинство – «за», но воз и ныне там

Большинство – «за», но воз и ныне там

Большинство – «за», но воз и ныне там

Большинство – «за», но воз и ныне там

Организация полного цикла реализации проектов капитального ремонта социальных объектов государственной собственности Сахалинской области, в первую очередь, объектов здравоохранения, спорта, социального обслуживания инвалидов и престарелых, культуры и других, по мнению руководства Ассоциации «Сахалинстрой», должна быть передана в отдельный департамент областной службы Единого заказчика. В противном случае, каждое министерство региона обязано создать полноценную службу технического заказчика по организации и проведению всех этапов реализации проектов капремонта подведомственных им объектов, что явно нецелесообразно.

По инициативе Ассоциации «Сахалинстрой», в текущем году, губернатор региона Валерий Лимаренко принял решение, что с 2023 года все новые контракты на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в социальной сфере, стоимостью свыше 100 миллионов рублей, в том числе и объекты образования, реализует областная дирекция по строительству, то есть «Единая служба государственного заказчика».

Кроме того, по поручению губернатора Сахалинской области, был проведён опрос министров социальной сферы области на предмет их готовности передать несвойственные им функции по организации капитального ремонта объектов государственной собственности, находящихся в их ведении (пользовании) в службу Единого заказчика. Все опрошенные министры письменно сообщили, что они «за» и готовы освободиться от этих несвойственных им функций.

Валерий Лимаренко также поручил поработать с муниципалитетами над созданием у них подобной единообразной структуры отношений в области капитального ремонта объектов муниципальной собственности. Ибо врачи должны лечить, педагоги учить, заведующие детскими садами оберегать и участвовать в воспитании детей, спортивные тренеры работать с детьми, молодёжью и населением, а строители строить, реконструировать и ремонтировать их объекты.

Пока озвученные поручения губернатора пробуксовывают вокруг деятельности Министерства строительства области. Большинство вокруг «за», однако «воз и ныне там». Хотя исполнители придумывают другие, по мнению Ассоциации, неэффективные суррогатные решения, которые могут распылить кадры специалистов дирекции по строительству, но эффекта не будет достигнуто, так как «у нескольких нянек дитя без глаза».

Руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский не устаёт доказывать необходимость централизации строительства всех объектов капитального строительства в одних руках по примеру других субъектов Федерации, особенно на примере Тюменской области, куда делегация областных чиновников и руководителей сахалинских саморегулируемых организаций, объединения «Опоры России», Сахалинского союза ТПП РФ, «Деловой России» под руководством тогда заместителя председателя Правительства области Алексея Белика. В Тюменской области тогда и сейчас муниципалитеты занимаются только капитальными ремонтами объектов муниципальной собственности. Например, на строительство школ или на детские садики область не передаёт субсидии на их строительство муниципалитетам, а сама строит эти объекты и передаёт готовыми в муниципалитеты. Это реально более эффективно и надёжно.

Проведение капитального ремонта объектов областной собственности директорами этих учреждений – это сплошные мыслимые и немыслимые нарушения требований Градостроительного кодекса РФ, порядка определения сметной стоимости капитального ремонта. Ведение капитального ремонта, как правило бесконтрольно. Подрядные организации, как проектировщиков и, особенно строителей, работают неэффективно, с малой производительности труда. Сроки контрактов, как правило, срываются из-за отсутствия квалифицированного, а чаще просто отсутствия технического обследования объекта, требующего доказательств необходимости проведения капитального ремонта, отсутствия качественных и полных актов обследования в соответствии с ГОСТ 31937-2011 и квалифицированного задания на проектирование. Как отмечает Валерий Мозолевский:

Поэтому мы получаем некачественную и неполную проектную документацию – просто картинки, что-то о чём-то написано. Отсутствуют рабочая документация, как таковая, поэтому нет необходимых узлов и чертежей для изготовления и сопряжения конструкций. По непонятным нам причинам, абсолютно неквалифицированные работники областных учреждений никогда не заключают контракты на ведение авторского надзора с разработчиками проектов капитального ремонта, хотя такое требование есть на самых высоких уровнях правительства Сахалинской области. Подрядчик и неграмотный заказчик остаются на перепутье при необходимости решать многие вопросы, отсутствующие в проектах.

Валерий Павлович негодует: вместо того, чтобы подрядчик выполнял работы по капитальному ремонту по принципу «собирания пазлов – (детская игра)» с наибольшей производительности труда, его рабочие простаивают или работают вполсилы, ожидая проектного решения. Такое положение глава СРО считает просто недопустимым!

В начале сентября этого года в Ассоциацию «Сахалинстрой» обратилась главный врач детской поликлиники города Южно-Сахалинска с жалобой на срыв срока исполнения двух контрактов на проведения капитального ремонта в поликлинике подрядчиком – членом саморегулируемой организации.

В январе 2023-го эта поликлиника, по результатам аукциона, заключила два государственных контракта на капитальный ремонт входной группы реабилитационного отделения лечебного учреждения (окончание работ 1 августа 2023 года) и капитальный ремонт лестничных клеток и маршей (окончание работ 30 июня 2023 года).

В настоящее время работы по обоим контрактам не завершены. Претензии заказчика к подрядчику следующие – в пристройке (входной группе) не выполнен монтаж светопрозрачных конструкций и двух входных дверей, не отремонтировано и не облицовано керамогранитом разрушенное большое и высокое крыльцо внутри пристройки. Работы на пристройке не ведутся.

Ограждения лестничных маршей выполнено некачественно – остались места, не обеспечивающие безопасность пользованием этими лестницами детьми. Не устранены замечания заказчика. Не закончены некоторые работы.

Месяц с лишним назад, 18 сентября команда специалистов Ассоциации «Сахалинстрой» провела техническое совещание на объекте с приглашением заказчика – специалистов хозяйственного отдела (!) поликлиники, представителя отдела МТО областного Минздрава, руководителя и технических специалистов подрядчика и его сметчика, руководителя одного из проектировщиков, представителя строительного контроля заказчика по договору.

Господин Мозолевский продолжает:

Главное, что мы выяснили в процессе совещания, – это полное непонимание заказчиком требований Градостроительного кодекса в части того, что главнейшими исходными материалами для реализации проектов строительства и капитального ремонта объектов является материалы инженерных изысканий. В данном случае, материалы технического обследования объектов, в результате которого должен появиться акт обследования в соответствии с ГОСТ 31937-2011. Объяснение простое – «нам на это не выделяют средства». Возникает вопрос – на каком основании запрашиваются лимиты бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта? На основании чего делается смета, определяется сметная стоимость? Мы имеем дело с грубейшими нарушениями требований федерального законодательства на разных уровнях управления в правительстве Сахалинской области. Поэтому и несоответствии проектных наработок, неэффективное расходование бюджетных средств. Тогда какие претензии к подрядной организации, если заказчик и ГРБС ещё при инициации этого проекта нарушил всё, что мог? Откуда может быть качество и справедливая цена работ?

По этой причине, при размещении закупки заказчик самостоятельно и противозаконно, как бы «втихаря», снизил и так грубо заниженную сметную стоимость капитального ремонта на 25% до размера ранее заказанных на непонятном основании лимитов бюджетных средств, не уменьшая при этом объёмы работ по предполагаемому капитальному ремонту.

Традиционно в этой ситуации и появились дополнительные работы – устройство основания широкой лестницы, её облицовки и монтажа перил для посетителей. Проектировщик подтвердил, что проект разработан по выданному детской поликлиникой техническому заданию, без включения работ по лестнице. Сегодня для подготовки сметы проектировщику необходим акт технического обследования и высотные координаты существующих конструкций, привязанные к нулевой отметке здания. Это изыскательские работы, заказчику об этом направлено письмо проектировщиком ещё в начале августа.

К тому же, определяя сроки и организацию работ по исполнению контракта, а также определяя сметную стоимость работ, заказчик не учёл, что ремонтные работы будут проводиться в действующем здании детской поликлинике и будут строгие ограничения по времени исполнении работ – только после 18:00.

Валерий Павлович резюмирует:

Это типичная картина при капитальном ремонте социальных учреждений, когда заказчика принуждают выполнять функции профессионального строителя. Врачи должны лечить, а не капитальным ремонтом заниматься. Это системный вопрос. Сегодня мы провели совещание на объекте со всеми участниками контракта и решили, что подрядчик может закончить работы на входной группе до 2 октября. Однако при условии, что заказчик предоставит необходимые технические решения, обеспечит оплату дополнительных работ или даст письменную гарантию их оплаты в конкретные сроки, в соответствии с новой сметой, и определит срок исполнения.

(с благодарностью коллегам из пресс-службы Ассоциации «Сахалинстрой»)