Планируемые дополнения в 237-ФЗ уточняют расчёт платы при изменении кадастровой стоимости объекта в процессе заключения договора
Председатель комитета Государственной Думы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников вчера внёс законопроект № 175071-8. Этот нормативный правовой акт направлен на обеспечение гарантий прав граждан и организаций при покупке объектов недвижимости в том случае, если в процессе оказания государственной или муниципальной услуги по приобретению таких объектов произошло изменение их кадастровой стоимости.
Вносимые в закон дополнения касаются только тех ситуаций, когда продаётся или передаётся в аренду недвижимая государственная либо муниципальная собственность. В случае принятия данного законопроекта статья 18 Федерального закона № 237 «О государственной кадастровой оценке» будет дополнена двумя частями. Зачем это нужно?
В пояснительной записке к тексту законопроекта отмечается, что, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», во всех субъектах нашей страны в 2022-ом должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий земель, а в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства, машино-мест без учёта ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
Тем самым может сложиться ситуация, когда организация или частное лицо намерены взять в аренду или приобрести недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. И для заключения этой сделки подаётся необходимый пакет документов.
Однако в связи с проводимой государственной кадастровой оценкой в период заключения договора указанная в ЕГРН на момент подачи пакета документов кадастровая стоимость объекта ко дню оказания государственной или муниципальной услуги может измениться. И если плата за эту услугу рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта, возникает вопрос: использовать ли для расчёта платы за услугу кадастровую стоимость объекта на дату подачи заявления (ходатайства), или же нужно использовать модифицированную кадастровую стоимость, которая будет справедлива на дату заключения договора купли-продажи или аренды недвижимости?
Предлагаемый законопроект отвечает на этот вопрос следующим образом. Дополнительная часть 3 в статье 18 Федерального закона № 237 указывает, что плата за оказание услуги должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта на момент подачи заявления (ходатайства). Однако – за одним исключением.
Это исключение описано в дополнительной части 4. Она говорит, что если в период оформления сделки кадастровая стоимость объекта понизится, то рассчитываться плата за оказание услуги будет уже исходя из сниженной кадастровой стоимости.
Из этого вытекает, что с помощью внесения в закон изменений законодатель стремится защитить имущественные интересы граждан и организаций при покупке либо аренде государственной недвижимости. Ведь если в период оформления сделки кадастровая стоимость объекта вырастет, то, в соответствии с предлагаемой частью 3, плата за оказание услуги будет рассчитываться от той кадастровой стоимости объекта на дату подачи заявления либо ходатайства. То есть – цена услуги для пользователя не повысится.
Это подчеркивает и господин Крашенинников в пояснительной записке к законопроекту, отмечая, что законопроектом предусмотрены дополнительные гарантии прав субъектов гражданского оборота.
Законопроект планируется рассмотреть в осеннюю сессию.