Десяток подводных камней для СРО

0
240

НОСТРОЙ и НОПРИЗ планируют в начале следующей недели обсудить содержание проекта постановления Кабмина о Едином реестре членов саморегулируемых организаций

Десяток подводных камней для СРО

Несмотря на то, что саморегулирование лишь с большой натяжкой можно назвать молодым, тем не менее многое в этом году происходит впервые. В каком-то смысле к новациям, характерным для тренда 2021-2022 годов в виде выработки совместных решений двух Национальных объединений с обязательным членством стала и нынешняя, во многом критическая работа, по рассмотрению проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении состава сведений Единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений».

Рабочей группе двух Национальных объединений удалось выработать и сформировать единую позицию, касательно содержащихся в постановлении новелл. В начале следующей недели спорные вопросы будут обсуждаться уже в ходе совместного с участием Минстроя России заседания.

Так, в частности, совместной группой предлагается вынести на обсуждение с участием представителей Министерства строительства и ЖКХ РФ следующие вопросы.

 

1. Проектом постановления следует установить, что сведения о совокупном размере обязательств должен вносить не член СРО, а непосредственно сама саморегулируемая организация.

Документом устанавливаются состав сведений Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования и ведения Единого реестра, а также субъекты, на которых возложены обязанности включения сведений в него.

Так, непосредственно за членами саморегулируемой организации закреплена обязанность размещения в Едином реестре сведений о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, о таких договорах, о заказчике и цене по договору, об изменении сроков и цены договора, о расторжении, исполнении договора, в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, изменения, расторжения, исполнения, а также информационных ссылок на сведения, документы, материалы, размещенные в государственных информационных системах (пункт 14 приложения 2 проекта постановления).

В свою очередь, часть 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 447-ФЗ устанавливает, что формирование и ведение Единого реестра осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций. СРО обязана вести реестр членов в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ).

Таким образом, член СРО не является субъектом, обладающим правами и обязанностями по внесению сведений в Единый реестр.

Более того, возложение на члена СРО обязанности вносить такие сведения в Единый реестр повлечёт значительное увеличение административной нагрузки на строительные организации. При этом в соответствии с действующим законодательством такие сведения размещаются заказчиками в информационных системах, в том числе в открытом доступе. В связи с этим такая нагрузка на подрядчиков, а также возложение на них дополнительной ответственности, представляется избыточной.

Одной из основных целей осуществления деятельности СРО является обеспечение исполнения своими членскими организациями обязательств по договорам подряда, заключённым с использованием конкурентных способов, в том числе в соответствии Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (пункт 3 части 1 статьи 55.1 ГрК РФ).

Проектом постановления предпринята попытка создания принципиально нового механизма формирования реестра сведений о членах СРО, не учитывающего практику действующей системы взаимодействия саморегулируемых организаций со своими членами в целях обеспечения исполнения их обязательств, которая за годы работы показала свою эффективность.

Предоставление возможности вносить в Единый реестр сведения столь широкому кругу пользователей может воспрепятствовать его стабильному функционированию, потребует дополнительного ресурсного обеспечения, повысит вероятность отражения недостоверной информации, а при наличии в системе Единого реестра персональных данных потребует также серьёзных мер защиты информации о персональных данных, в том числе, со стороны строительных организаций, которые будут вносить данные в реестр.

В связи с этим, проектом постановления следует установить, что сведения о совокупном размере обязательств должен вносить не член саморегулируемой организации, а соответствующая СРО. Именно она в силу предмета своей деятельности, функций и обязанностей, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ГрК РФ, несёт ответственность за достоверность и актуальность сведений о совокупном размере обязательств своих членов.

При этом следует отметить, что в общем доступе не размещается информация о подрядчике, с которым заключён договор строительного подряда в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ (пункт 19, подпункты «е», «к» пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 (в редакции постановления Правительства РФ от 22 июня 2018 года № 715). Таким образом, саморегулируемая организация не имеет возможности получить из общедоступных источников информацию о заключённых членом саморегулируемой организации договорах подряда в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Кроме того, объективно существует необходимость доступа к полной информации о договорах, заключенных в рамках постановления Правительства РФ № 615.

В этой связи в проекте постановления необходимо предусмотреть предоставление Национальным объединениям саморегулируемых организаций доступа к сведениям следующих разделов Единой информационной системы в сфере закупок: Реестра контрактов, заключённых заказчиками (Реестр контрактов, заключённых на основании Федерального закона № 44-ФЗ), Реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки (Реестр договоров, заключённых на основании Федерального закона № 223-ФЗ), а также Реестра договоров о проведении капитального ремонта (контракты, заключённые в рамках постановления Правительства № 615). Кроме того, следует для Национальных объединений предусмотреть право доступа к таким сведениям, содержащимся на электронных торговых площадках.

 

2. Необходимо исключить из проекта постановления положения о проведении со стороны саморегулируемой организации проверки сведений о совокупном размере обязательств после внесения членом СРО сведений.

Проект постановления предусматривает проведение со стороны саморегулируемой организации проверки сведений о совокупном размере обязательств после внесения членом СРО и, в случае необходимости, принятие мер, предусмотренных статьёй 55.13 ГрК РФ (пункт 16 приложения 2 проекта постановления).

Следует отметить, что указанной нормой ГрК РФ не предусмотрено проведение подобных проверок, данной статьёй закрепляется только ежегодная проверка совокупного размера обязательств.

Также проведение подобных проверок не предусмотрено Федеральным законом № 315-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 9 данного закона, контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путём проведения плановых и внеплановых проверок. Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 315-ФЗ, плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. В частях 4 и 5 указанной статьи установлено, что основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены, помимо указанного основания, иные основания для проведения внеплановой проверки.

Положения проекта постановления должны определять состав сведений Единого реестра и порядок его формирования, а не требования к проведению проверочных мероприятий, которые регламентированы статьёй 55.13 ГрК РФ.

В связи с этим установление проектом постановления дополнительного вида проверок не соответствует нормам ГрК РФ и Федерального закона № 315-ФЗ и послужит дополнительным административным барьером для строительных компаний, поскольку данные проверки потребуется осуществлять постоянно, после каждого внесения членом саморегулируемой организации сведений о совокупном размере обязательств в Единый реестр.

 

3. В проекте постановления необходимо изменить указание на момент, на который необходимо определять сведения о фактическом совокупном размере обязательств членов саморегулируемых организаций. В настоящем проекте такой момент определяется «текущей» датой.

Проект постановления предусматривает размещение в Едином реестре сведений о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО, определяемом в соответствии с частью 7 статьи 55.13 ГрК РФ, на текущую дату (пункт 6 приложения 1 проекта постановления).

В свою очередь статья 55.13 ГрК РФ устанавливает обязанность саморегулируемой организации осуществлять контроль совокупного размера обязательств один раз в год на основании соответствующих уведомлений, направленных членами СРО за предшествующий год.

Также в соответствии с частями 1-5 статьи 9 Федерального закона № 315-ФЗ саморегулируемая организация осуществляет плановые и внеплановые проверки, по результатам которых может выявиться превышение совокупного размера обязательств.

В связи с этим предлагается сведения о фактическом совокупном размере обязательств члена направлять в Единый реестр по результатам проведения ежегодных проверок совокупного размера обязательств и плановых (внеплановых) проверок саморегулируемой организации с указанием даты, по состоянию на которую такой размер определялся (проводилась проверка).

Таким образом, информация о совокупном размере обязательств должна направляться СРО в Единый реестр в случаях актуализации саморегулируемыми организациями имеющихся сведений о совокупном размере обязательств членов в ходе предусмотренных законодательством проверок на дату их проведения.

 

4. Из проекта требуется исключить необходимость размещения сведений о договорах, актах, ссылках на открытые источники ввиду их избыточности. Для целей Единого реестра достаточно размещения информации о совокупном размере обязательств и о дате, на которую он рассчитан.

Пункт 14 приложения 2 проекта постановления предусматривает размещение в Едином реестре информации о фактическом совокупном размере обязательств члена СРО в составе сведений о договорах подряда, о заказчике и цене по договору подряда, об изменении сроков и цены договора, о расторжении, исполнении договора, а также информационные ссылки на сведения, документы, материалы, размещённые в государственных информационных системах.

По мнению экспертов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, для целей Единого реестра достаточно размещения информации о совокупном размере обязательств и дате, на которую он рассчитан.

Обязанности размещения сведений и документов о результатах торгов (конкурсов, аукционов) в открытом доступе возложены законодательством Российской Федерации о контрактной системе на заказчиков, за исключением сведений, которые в силу закона размещены быть не могут по причине содержащихся в них секретных и конфиденциальных данных.

Требование размещения указанных в проекте постановления сведений о договорах подряда избыточно и создает потенциальный риск непреднамеренного размещения информации, опубликование которой не допустимо в силу требований законодательства.

 

5. В проекте постановления чётко не прослеживается разделение функциональных обязанностей по внесению сведений в Единый реестр, обеспечению функционирования Единого реестра и соответствующей ответственности между саморегулируемыми организациями и Национальными объединениями, что может послужить причиной некорректного отражения сведений в Едином реестре. Необходимо предусмотреть верификацию со стороны Национального объединения направляемых саморегулируемыми организациями сведений перед их размещением в Едином реестре с возможностью отказа в их внесении в случае недостоверности таких сведений или нарушения требований законодательства.

Необходимо отметить, что к настоящему времени сложилась доказавшая свою эффективность многолетним применением практика внесения сведений в Единый реестр Национальными объединениями саморегулируемых организаций по результатам получения информации от СРО и модерации таких сведений в целях исполнения Нацобъединениями своих функций, в том числе предусмотренных пунктом 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, а также ответственности саморегулируемой организации в соответствии с частью 5 статьи 55.2 ГрК РФ.

С целью сохранения высокого уровня достоверности, отражаемой в Едином реестре информации, необходимо предусмотреть верификацию (оценку соответствия действующему законодательству на основании пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ) со стороны Национального объединения направляемых саморегулируемыми организациями сведений перед их размещением в Едином реестре с возможностью отказа в их внесении в случае недостоверности таких сведений или нарушения требований законодательства Российской Федерации. Отсутствие же подобного механизма может повлечь вероятность отражения в Едином реестре неполных либо недостоверных сведений.

Отдельно следует отметить необходимость установления обязанности саморегулируемой организации по раскрытию на своем официальном сайте сведений реестра членов, который ведёт такая СРО в составе Единого реестра, в соответствии с частью 5 статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ, частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 447-ФЗ).

 

6. Состав сведений Единого реестра необходимо дополнить сведениями, отражение которых требуется на основании статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ.

Проект постановления содержит приложение 1, которое определяет состав сведений Единого реестра. Сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в реестре членов СРО, также устанавливаются Федеральным законом № 315-ФЗ.

Для оптимизации использования постановления Правительства РФ Национальными объединениями и саморегулируемыми организациями предлагается состав сведений Единого реестра дополнить сведениями, отражение которых требуется на основании статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ.

При этом пункт 6 части 3 статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ устанавливает, что реестр членов СРО также содержит «иные, предусмотренные саморегулируемой организацией сведения». В связи с этим, Единый реестр также должен содержать графу «иные сведения», состав которых будет определяться внутренними документами соответствующей саморегулируемой организации.

 

7. Из перечня отражаемых сведений о члене саморегулируемой организации необходимо исключить сведения о специальном праве на выполнение работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, о праве на выполнение функций технического заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответствующей СРО.

Указанная норма подтверждает, что право на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса едино, и действующее законодательство не выделяет специального права на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, отдельного права на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов использования атомной энергии и отдельного права на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос иных объектов капитального строительства.

Вместе с тем представляется целесообразным отразить в Едином реестре информацию о соответствии члена саморегулируемой организации требованиям к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии.

Также необходимо отметить, что законодательством не выделяется отдельного права на выполнение функций технического заказчика, как это указано в проекте постановления (пункт 1 приложения 1).

 

8. В проекте постановления необходимо предусмотреть предоставление сведений из Единого реестра членам саморегулируемых организаций и иным лицам.

С учётом того, что положения части 13 статьи 55.20 ГрК РФ о предоставлении сведений, содержащихся в Едином реестре членов саморегулируемых организаций, в виде выписок из реестра утратили силу в связи с принятием Федерального закона № 447-ФЗ, существует правовая неопределённость относительно формата предоставления сведений из Единого реестра.

По мнению экспертов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, в проекте постановления необходимо предусмотреть нормы о предоставлении сведений из Единого реестра в форме выписки, формируемой саморегулируемой организацией из Единого реестра в отношении сведений о своих членах и их обязательствах, в бумажном или электронном виде (заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью).

 

9. В Градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствует прямое указание на включение в состав Единого реестра сведений о наличии по месту основной работы у члена саморегулируемой организации специалистов, сведения о которых включены в Национальные реестры специалистов.

В этой связи необходимо направить запрос в Роскомнадзор с целью подтверждения или опровержения необходимости запрашивать у лиц, сведения о которых будут размещены в Едином реестре, согласие на обработку персональных данных для целей размещения сведения в едином реестре Национальными объединениями, саморегулируемыми организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности.

Проект постановления предполагает отражение в Едином реестре сведений о наличии по месту основной работы у члена СРО специалистов соответственно по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьёй 55.5-1 ГрК РФ, с указанием идентификационных номеров сведений о них из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, их фамилии, имена, отчества (при наличии) (пункт 7 приложения 2 проекта постановления)

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», под персональными данными понимается «любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».

Таким образом, сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, дате и месте рождения, месте фактического осуществления деятельности могут быть признаны персональными данными в случае, когда такие сведения относятся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.

Согласно пункта 3 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ «обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».

Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ устанавливает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом пунктами 2-11 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных на их обработку.

К таким случаям относится обработка персональных данных, если она «необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на осуществляющее обработку персональных данных лицо функций, полномочий и обязанностей» (пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ).

По мнению экспертов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, во избежание неоднозначности толкования норм целесообразно направить запрос в Роскомнадзор с целью подтверждения или опровержения необходимости запрашивать у лиц, сведения о которых будут размещены в Едином реестре, согласие на обработку персональных данных для целей размещения сведения в Едином реестре Национальными объединениями, саморегулируемыми организациями.

 

10. К проекту постановления имеется замечание юридико-технического характера.

В текст проекта постановления и приложений необходимо внести изменения, связанные с терминологией, а именно: по тексту использовать понятие «Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах» в соответствии с новой редакцией статьи 55.17 ГрК РФ.