Диагностика подшипников

0
121

Диагностика подшипников

Как показывает практика, большинство случаев отказа роторных машин связано с дефектами подшипников. Именно поэтому так важна вибродиагностика подшипников качения, которая позволяет обнаружить  зарождение дефектов и прогнозировать их развитие, позволяя, тем самым, своевременно принять меры по их устранению и полностью исключить возникновение аварийных отказов, для информации нужно перейти на сайт.

Частоты вращения элементов подшипника

Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант подшипника качения с неподвижным внешним и вращающимся внутренним кольцом. Для определения частот вибраций подшипника необходимо знать частоту вращения машины

n (об/мин) и основные параметры подшипника: dн – наружный диаметр;dв – внутренний диаметр;dтк — диаметр тел качения; z – число тел качения; α – угол контакта тел качения с дорожкой качения. Прежде всего, определим частоты вращения отдельных элементов подшипника:

  • частота вращения внутреннего кольца fоб=n/60(Гц);
  • частота вращения сепаратора fс=0,5*fоб(1-(dтк/dстк)cos*α), здесь dc=(dв+dн)/2 – диаметр сепаратора;
  • частота вращения тел качения fтк=fс((dс/dтк)+cos*α)= 0,5*fоб*(dс/dтк)(1-(dтк2/dc2)cos2*α);
  • частота перекатывания тел качения по наружному кольцу fнар=fс*z=0,5*z*fоб(1-(dтк/dс)cos*α) ;
  • частота перекатывания тел качения по внутреннему кольцу fвн=(fоб-fс)*z=0,5*z*fоб*(1+(dтк/dс)cos*α) .

Кроме рассмотренных гармонических составляющих вибрации в подшипниках качения наблюдаются и случайные компоненты вибрации, обусловленные силами трения. В бездефектном подшипнике силы трения постоянны и соответственно остается постоянной и мощность случайной вибрации.

Дефекты, обнаруживаемые вибродиагностикой подшипников

Диагностика подшипников качения позволяет выявить следующие дефекты подшипников качения:

  • неравномерный износ поверхностей качения колец и тел качения
    • диагностические признаки вибрации:
      • рост низкочастотной подшипниковой вибрации (кинематической вибрации ротора) и возбуждение высокочастотной вибрации за счет модуляции сил трения.
  • износ поверхностей скольжения сепаратора и защитных колец
    • диагностические признаки:
      • возбуждение высокочастотной вибрации за счет износа поверхностей скольжения + дополнительная модуляция низкочастотной вибрации ротора за счет износа сепаратора.