Ради строительства терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали в Санкт-Петербурге предлагают снести исторический квартал в центре города
На совете по сохранению культурного наследия Северной столицы представили масштабный проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна связать Петербург и Москву. Для строительства нового вокзала предлагается расчистить исторический квартал: демонтаж планируется в границах Лиговского проспекта, ТРЦ «Галерея», железной дороги и Транспортного переулка.
Ради терминала ВСМ хотят разрушить 18 исторических жилых домов, корпуса склада Кокоревых и бывшей шоколадно-бисквитной фабрики «Блигкен и Робинсон». Кроме того, придётся снести пять дореволюционных зданий станции Фарфоровский Пост и сам вокзал «Фарфоровская» – на их месте появится новая платформа. Для этого разработчики предлагают скорректировать городской закон № 820-7 об объединённых охранных зонах. Участок, на котором планируется разместить терминал, относится к зоне ОЗРЗ-2, и снос там в настоящее время запрещён.
Члены совета обратили внимание, что именно их профильный вопрос – сохранение исторического наследия – в презентации не проанализирован, и предложили создать рабочую группу для проработки этого вопроса. Впрочем, окончательное решение в любом случае остаётся за питерскими властями, конечно же, при поддержке федерального центра. В ноябре на этот счёт высказывались полярные мнения.
Сначала в Правительстве России поставили под сомнение реализацию проекта. Вместо пассажирского маршрута власти предложили создать между двумя крупнейшими городами выделенный грузовой ход. Но позже вице-премьер Марат Хуснуллин опроверг эту информацию:
Мы не планируем отказываться от проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург с пассажирским движением. Сейчас мы сконцентрированы на создании железнодорожных входов и выходов из городов, а в дальнейшем запустим основной ход.
Напомним, что о ВСМ между двумя столицами стали говорить ещё в 1990-е. Тогда даже начали создавать поезд «Сокол», выбрали место для вокзала в Петербурге, снесли часть мешавших зданий. Ориентировочная трасса также прорабатывалась. Потом от проекта отказались по финансовым причинам. В результате недоделанный поезд теперь стоит в музее, а на месте «ямы» на Лиговском проспекте возвели ТРЦ «Галерея».
В 2004 году инициатива возобновления строительства отдельной высокоскоростной магистрали была снова озвучена, и с участием РЖД создали специальную компанию – ОАО «Скоростные магистрали». Но опять ничего не пошло. А в 2013 году Президент России Владимир Путин объявил о решении построить в 2014-2018 годах первую в нашей стране ВСМ Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. При этом ранее планировавшийся проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург был отложен на неопределённый срок.
Затем казанский вариант также застопорили и в 2019-ом начали говорить о реанимации питерского проекта. В апреле 2021 года проект трассы ВСМ был опубликован на сайте Министерства экономического развития РФ, а сентябре строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург мегапроект включили в проект государственного бюджета на 2022-2024 годы. Закончить дорожные работы и запустить поезда планируют к 2027-ом. По предварительным расчётам, в целом строительство ВСЖМ-1 обойдётся в 1,7 триллиона рублей.
Согласно данным презентации, время в пути от Ленинградского до Московского вокзалов должно составить 2 часа 39 минут, непосредственное время в пути – 2 часа 19 минут. В сутки планируется 42 рейса в одну сторону и столько же – в другую с интервалом в среднем около 45-ти минут (и сокращение интервала до 15-30-ти минут в часы пик).
Конечно, в России любят масштабные и грандиозные стройки. Но насколько нужна эта магистраль в нынешних экономических условиях? Ведь сегодня есть «Сапсаны», и они вполне справляются с пассажиропотоком, учитывая, то количество иностранных туристов, активно пользовавших маршрутом Москва – Санкт-Петербург, снизилось почти до нуля по причинам пандемии. Ну, да, ехать на час дольше, но это не так уж и критично.
Кроме того, при строительстве новой трассы под снос пойдут деревни, садовые товарищества, посёлки в Новгородской и Тверской областях, а также в Подмосковье и под Питером. Маршрут пройдёт через особо охраняемые территории – государственные природные заказники регионального значения, охранные зоны объектов археологического наследия, по некоторым зонам воинских захоронений. Как будет учтено мнение местных жителей? На каком уровне будет установлен санитарный разрыв между трассой и жилыми домами? Как будет проходить процесс выкупа земель? Вопросов остаётся очень много…
С другой стороны, строительство ВСМ решает задачу не только более скоростного перемещения пассажиров, но и проблему прямого грузового железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Его планируется возобновить на существующих путях. Обещают снова расширить количество и пригородных электричек, что улучшит транспортную доступность мест проживания вдоль трассы, как это было раньше (товарняки и электрички ограничили в угоду «Сапсанам»).
Остаётся надеяться, что, если ВСМ Москва – Санкт-Петербург и построят, то сделают это для людей. С учётом позиции общества и по поводу строительства новых вокзалов, и по поводу того, где и как будет проходить сама трасса. Но злые языки почему-то утверждают, что мегазатратную ВСМ задумали то ли для питерской «шоблы», которая катается из Питера в понедельник в Москву и обратно в пятницу, то ли просто для распила…
Наша справка
В Министерстве транспорта РФ ещё год назад рассчитывали, что операционная безубыточность проекта может быть достигнута уже за первый год эксплуатации магистрали, прибыль он начнёт приносить к 2031 году, а пассажиропоток к этому времени прогнозировали на уровне 23-х миллионов человек. Стоимость билетов, как ожидалось, будет на 10-15% выше цен на «Сапсан».
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ