Думпкар или вагон-самосвал — специализированное железнодорожное средство для перевозки, погрузки-выгрузки сыпучих грузов (кусков лома, угольно-рудных грузов, щебня, песка и других) при помощи пневматических приводов.
Думпкары являются средствами специального назначения. Их преимущество в быстрой разгрузке. Выгрузка производится как на левую сторону, так и на правую. Думпкары применяются при работе по уширению насыпей, перевозке камня, вывозу излишнего грунта или мусора.
Вагоны классифицируются в зависимости от факторов:
- количество осей;
- способ погрузки — выгрузки (односторонняя или двухсторонняя);
- строение борта (подъемные и неподвижные);
- конструкция механизма наклона вагона (кривошипное или рычажное).
В конструкции думпкара имеются пневматические приводы для опрокидывания кузова на сорок пять градусов относительно оси вагона. Кузов закреплен на оси, установленной на несущих стойках в подшипниках. Пневматический привод питается от магистрали локомотива.
Разгрузка может производится локально или группой, за счет переключения кранов и вывода на единый пульт управления.
Для исключения самопроизвольного опрокидывания или нарушения работы на вагоне имеются фиксаторы.
Вагон-думпкар также как и грузовой имеет раму и тележку с колесными парами.
Для прочности пол кузова сделан многослойным из двух стальных листов и амортизирующей прослойки между ними. Эту прослойку составляют деревянные брусья.
В настоящее время ведутся работы по созданию вагона-самосвала для тяжелых условий погрузки-выгрузки с применением мощных экскаваторов.
Для металлургических предприятий выпускаются мощные платформы. Они предназначены для перевозки горячего чушкового чугуна, слитков, слябов, изложниц и других штучных грузов.
Полувагоны-самосвалы с глухим кузовом применяются в цветной металлургии для перевозки медной руды. Погрузка может производиться экскаватором, а разгрузка на вагоноопрокидывателе.
На целлюлозно-бумажные комбинаты технологическая щепа доставляется полувагонами с разгрузочными люками в полу.