Фактор деловой репутации

0
204

Теперь на него можно опираться при оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Фактор деловой репутации

Накануне Нового года Правительство РФ подкорректировало предыдущее собственное постановление на этот счёт, и с 1 января 2022-го установлен обновлённый порядок оценки заявок. Особое внимание обращает на себя тот факт, что документ вводит возможность оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» такого показателя, как наличие деловой репутации. Соответствующее положение изложено в пункте 24, который содержит исчерпывающий перечень показателей:

Для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определённого уровня квалификации.

В случае применения такого показателя осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки, в соответствии с Национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, фактор наличия официально оценённой деловой репутации становится одним из существенных условий для участников госзакупок.

Стоит напомнить, что в этом направлении активно работали в Техническом комитете по стандартизации 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». Председатель ТК 066, вице-президент и член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Николай Капинус уверен в том, что применение показателей рейтинга деловой репутации позволяет эффективно определять степень надёжности и квалификационный потенциал участников закупки.

В принципе, впервые государственные и муниципальные заказчики получили возможность использовать деловую репутацию участника закупки при проведении конкурсов восемь лет назад. Однако, на фоне отсутствия практики применения, единый подход к использованию показателя «деловая репутация участника закупки» отсутствовал.

С принятием серии национальных стандартов Российской Федерации в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности появились унифицированные подходы к определению показателя «деловой репутации участников закупки». В результате чего в России широкое распространение получила практика оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций – участников закупок для государственных и муниципальных нужд.

По словам Николая Ивановича, многочисленные службы заказчика на сегодняшний день активно используют показатели рейтинга деловой репутации для оценки благонадёжности и стабильности поставщиков при проведении процедуры закупки. Нормы действующего законодательства позволяют при определении победителя конкурсных процедур устанавливать дополнительные требования к опыту и квалификации участников закупок. Применение указанных показателей позволяет эффективно определять степень надёжности и квалификационный потенциал участников закупки.

В ТК 066 отмечают, что независимая экспертная оценка опыта и деловой репутации поставщиков товаров и услуг с привлечением аккредитованных органов по сертификации снимает с заказчика нагрузку по сбору, проверке и обработке данных, необходимых для подтверждения или оценки квалификации поставщика, и позволяет представить такую оценку в числовых значениях. Господин Капинус подчёркивает:

В ходе проведения оценки опыта и деловой репутации субъекты предпринимательской деятельности не только проходят всесторонний аудит, но и получают представление о возможностях развития предприятия в целях улучшения соответствующих показателей.

Постановление Правительства РФ № 2604 от 31 декабря 2021 года