В ответе на конкретный вопрос жильцов многоквартирных домов чиновники Минстроя России продемонстрировали явный пробел в системе строительного техрегулирования
Жильцы российских многоэтажек задают интересные вопросы Министерству строительства и ЖКХ РФ по существующему порядку капитального ремонта. Например, какие нормативные акты, устанавливающие срок эксплуатации, периодичность текущего и капитального ремонтов частей комбинированного фасада. Это реальный запрос, который был направлен в главное строительное ведомство, и он вполне закономерен.
Сейчас и Фонды капитального ремонта, и тем более управляющие компании предпочитают тратить деньги, скопленные гражданами, руководствуясь нехитрым принципом – «вот уже много накопилось, давайте-ка потратим». Хотя, очевидно, что подход должен быть другим, и исходить нужно из износа строительных конструкций и существующих нормативов.
В ответном письме Минстрой России представил достаточно подробный ответ на обращение, который отчасти раскрывает мнение главного строительного ведомства по этому непростому вопросу.
Пояснение начинается с общих терминов. А именно, показатель нормативного срока эксплуатации зданий и сооружений означает время целесообразной с экономической точки зрения эксплуатации здания и является довольно условным понятием. К окончанию этого срока большинство важных составляющих здания не исчерпывают свои резервы прочности, поэтому могут безопасно использоваться ещё длительное время.
При планово-предупредительном ремонте конструкций зданий срок их службы больше, чем минимальная продолжительность эксплуатации без замены элементов конструкций зданий и сооружений.
Далее эксперты департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя указывают, что, в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 27751-2014, введённым в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации 1 июля 2015 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2014 года № 1974-ст, многоэтажным, многоквартирным домам отводится срок в 70-150 лет (!).
С отдельными конструкциями и их элементами вопрос сложнее. Здесь основным источником регулирования являются ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», утверждённые приказом Госстроя СССР от 24 декабря 1986 года. Они предназначены для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности. А также приложение 20 к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 4 августа 1981 года № 420 «Об утверждении и введении в действие «Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования». Именно там можно найти нормативные усреднённые сроки службы зданий, их конструктивных элементов, отделки и инженерного оборудования.
Также Минстрой ссылается на часть 14.2 Градостроительного кодекса РФ, где дано общее определение капитального ремонта, ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 от 23 ноября 1988 года, которые характеризуют текущий ремонт здания и его периодичность. И, наконец, часть 8 статьи 55.24 ГрК РФ, которая, в свою очередь, говорит, что текущий ремонт зданий, наряду с техническим обслуживанием и эксплуатационным контролем, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Не сильно проясняет дело и ссылка на уже упоминавшееся ведомственные нормы ВСН № 58-88 (р), которые ограничиваются абстрактным определением, что «текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию)».
Не найдя ничего подходящего в нормативах, написанных ещё во времена перестройки и ускорения, эксперты Минстроя начинают рассуждать своими силами. Так, они пишут, что опыт долговременного применения вентилируемых фасадов в отечественном строительстве практически отсутствует. Равно как отсутствует и нормативная база, регламентирующая технологию устройства, конструкцию фасадов, проектный срок службы фасада, определяющий проектную долговечность элементов и выбор способов антикоррозионной защиты. Всё, что смогли придумать минстроевцы, сводится к скромному предположению:
По имеющимся сведениям, срок службы вентилируемых фасадов установлен в 30 лет.
Какого рода эти сведения и у кого они имеются, в письме не указывается.
При этом добавлено, что вентилируемый фасад на многоэтажном здании (свыше 3-х этажей) – это практически неремонтопригодная и недоступная для осмотра и возобновления антикоррозионных, защитных мероприятий конструкция, к обеспечению проектной долговечности которой предъявляются особенно высокие требования. Безремонтный период для фасадов ориентировочно может быть принят равным их сроку службы.
Таким образом, делает решительный вывод Минстрой, проектный срок службы фасада должен определяться характером (назначением) утепляемого здания, сроком его предшествующей эксплуатации (остаточным сроком службы), районом строительства (характеристикой агрессивной среды) и требованиями заказчика. Ориентировочный проектный безремонтный срок службы вентилируемых фасадов следует принимать продолжительностью 30-40 лет.
Завершается текст замечательной фразой:
Это определяется, в частности, тем, что фасады на настоящем уровне опыта их эксплуатации обладают неопределённой фактической долговечностью.
После чего следует стандартная приписка о том, что письма Минстроя России не являются нормативными актами и не могут рассматриваться в качестве государственных предписаний.
Что же, налицо явный пробел в системе строительного техрегулирования, на который стоило бы обратить внимание саморегулируемому сообществу. А мы, в свою очередь, можем только переадресовать вопрос читателям, специалистам строительной отрасли – в какой срок, по Вашему мнению, необходимо проводить капитальный ремонт фасадных систем? И на какие документы при этом можно сослаться?