Главное зло готово влезть в Ростехнадзор

0
116

Усматриваются ли в действиях руководителя Управления госстройнадзора РТН признаки коррупционных проявлений или нет?

Главное зло готово влезть в Ростехнадзор

В последнее время внимание саморегулируемого сообщества стало фокусироваться на деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в части осуществления этим ведомством государственного надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Одним из поводов для такого пристального внимания послужила мало понятная реакция надзорного органа на принятые в установленном порядке заключения Совета Национального объединения строителей о возможности исключения из Государственного реестра саморегулируемых организаций отдельных СРО.

Напомним, 14 июня 2023 года Совет НОСТРОЙ утвердил заключения о возможности исключения из Госреестра во внесудебном порядке Ассоциацию «Инжспецстрой» (СРО-С-054-26102009) и Союз Строителей Верхней Волги (СРО-С-149-24122009). Но, несмотря на то, что решение об исключении обеих СРО принималось Советом НОСТРОЙ уже во второй раз (в первый раз – в декабре 2022 года), РТН почему-то оставил их в Едином реестре…

Ростехнадзор в лице начальника Управления государственного строительного надзора Александра Горлова в ответ на обращение представителей сообщества сообщил (письмо № 09-00-06/6030 от 29 августа 2023 года), что при поступлении заключения Национального объединения о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра надзорный орган имеет право (но не обязанность) принять решение об исключении соответствующей саморегулируемой организации.

Вот цитаты из ответа надзорного органа.

…При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций, согласно части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса РФ орган надзора за саморегулируемыми организациями имеет право, а не обязанность принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организации.

И далее в письме:

Порядок внесудебного исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра, установленный частью 6 статьи 55.2 Градостроительного кодекса, позволяет учитывать мнение профессионального сообщества, соответствует принципам саморегулирования и позволяет Национальным объединениям саморегулируемых организаций участвовать в процессе принятия решения об исключении саморегулируемых организаций из Государственного реестра.

При рассмотрении заключений Ростехнадзор принимает во внимание наличие ранее выданных предписаний, по которым не были проведены внеплановые проверки по контролю исполнения предписания об устранении нарушений – в соответствии с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 336 от 10 марта 2022 года «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В свете процитированного ответа Ростехнадзора стоит начать с прочтения Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов». Согласно части 2 статьи 1 этого закона, положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является коррупциогенным фактором, создающим условия для проявления коррупции. Одним из таких факторов является «определение компетенции по формуле «вправе», в результате чего исполнение обязанностей субъектом правоприменения становится произвольным, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности может привести к коррупционным проявлениям.

Как известно, ГрК РФ, включая все изменения к нему, а также Административный регламент по исполнению по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО, которым в своей деятельности должен руководствоваться Ростехнадзор, должны были пройти антикоррупционную экспертизу. А посему с известной фразой «куда хочу, туда и ворочу», которая, по-видимому, очень нравится господину Горлову, не так всё просто.

Хочется надеяться, что Александру Николаевичу должна быть хорошо известна часть 5 статьи 55.2 ГрК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения сведений о СРО из Госреестра. Таким образом, СРО, подпадающей хотя бы под одно из перечисленных в этой части оснований для исключения, не место в этом реестре.

Согласно части 6 же этой статьи, «смертный приговор» в отношении нерадивой СРО осуществляется на основании решения, принятого Ростехнадзором, в соответствии с частью 12 статьи 55.19 ГрК РФ, или в судебном порядке, в соответствии с частью 13 этой же статьи.

Часть 12 статьи 55.19 ГрК РФ, на которую ссылается Александр Горлов, гласит о том, что при поступлении в Ростехнадзор заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра, Ростехнадзор в течение 30-ти дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.

Здесь самое время подумать о том, что в контексте данной части следует понимать под словом «вправе».

В случае согласия Ростехнадзора с доводами Национального объединения касаемо наличия оснований для исключения сведений СРО из Единого реестра, которые предусмотрены частью 5 статьи 55.2 ГрК РФ, принятие решения о таком исключении является обязанностью Ростехнадзора в силу части 6 этой статьи.

Но Ростехнадзор вправе не согласиться с доводами, изложенными в заключении Национального объединения. В этом случае РТН, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в месячный срок в адрес Национального объединения должен направить в соответствующий мотивированный ответ. Само собой разумеется, что в случае несогласия с заключением Нацобъединения, касаемо возможности исключения СРО из Госреестра, обязанность этого исключения у Ростехнадзора не возникает.

Однако в этом случае действует часть 13 статьи 55.19 ГрК РФ, которая гласит о том, что в случае, если решение об исключении СРО из Государственного реестра не было принято в установленный частью 12 этой статьи срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, Ростехнадзор вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.

В случае недостижения между Ростехнадзором и Национальным объединением консенсуса относительно наличия или отсутствия оснований для исключения СРО из Единого реестра, окончательная точка в этом вопросе должна быть поставлена судом.

Изложенное в письме № 09-00-06/6030 от 29 августа 2023 года мнение руководителя Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора относительно того, что этот надзорный орган вправе никак не реагировать на поступившее в его адрес заключение Нацобъединения о возможности исключения СРО из Государственного реестра, представляется ошибочным.

В настоящее время найти направленные в адрес Ростехнадзора заключения Национального объединения строителей о наличии оснований о возможности исключения из государственного реестра «Инжспецстроя» и Союза Строителей Верхней Волги, не представилось возможным. В этой связи также не представляется возможным судить и о наличии или об отсутствии таких оснований.

Вместе с тем, в открытых источниках говорится, что у Совета Национального объединения строителей имелись веские аргументы для утверждения указанных заключений.

Более того, в профильных телеграм-каналах (например, «Бесславные строители») утверждается, что истинной причиной неисключения из Государственного реестра «Инжспецстроя» с «пустыми» компфондами является то, что возглавляет эту СРО экс-подчинённый господина Горлова, «беззаветно трудившийся в РТН на ниве надзора за СРО». Если сказанное верно, то в действиях руководителя Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Александра Горлова усматриваются признаки коррупционных проявлений…