Документ, внесенный группой депутатов в апреле 2021 года, регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью специальных кредитных организаций — строительных сберегательных касс, осуществляющих привлечение целевых вкладов и предоставление вкладчикам целевых кредитов на улучшение жилищных условий.
Законопроект предусматривал заключение вкладчиком со ССК договора накопления сбережений, который подразумевал внесение им в течение определенного срока фиксированных взносов. А когда накопленная сумма составит 30-50% от стоимости квартиры (договорной выплатной суммы), вкладчик приобретал бы право на получение кредита в объеме, необходимом для ее покупки.
Причем этот кредит должен был быть обеспечен залогом приобретаемого за счет него или находящегося в собственности недвижимого имущества в размере не более 80% от его рыночной стоимости. А дополнительным способом обеспечения исполнения обязательств возвратить кредит мог бы быть залог движимого имущества, принадлежащего вкладчику. Законопроект также допускал предоставление кредитов без залога, если их объем менее 1 миллиона рублей, однако общий объем таких кредитов не мог бы превышать 30% объема текущей ссудной задолженности ССК.
Против принятия законопроекта выступили комитет Госдумы по финансовому рынку и правительство РФ. Комитет обратил внимание, что он не претерпел существенных изменений по сравнению с аналогичными законопроектами, которые ранее пять раз вносились в Госдуму, но в связи с большим количеством замечаний к ним были сняты с рассмотрения или отклонены.
А кабмин считает, что предлагаемый законопроектом механизм целевых вкладов и кредитования не требует специального регулирования, а преследуемые его авторами цели могут быть достигнуты за счет действующих гражданско-правовых институтов. Кроме того, предусмотренное в нем оказание господдержки вкладчикам ССК повлекло бы дополнительные расходы федерального бюджета, источник финансирования которых в финансово-экономическом обосновании не был определен.