Глава «РосСтройКонтроля» уверен, что огосударствление подрядных организаций способно стабилизировать ситуацию на строительном рынке нашей страны
С этого года систему строительного контроля и надзора ждут радикальные перемены. Грядёт объединение функций стройконтроля и госстройнадзора, дальнейшая унификация и централизация строительных работ. В итоге эти преобразования должны послужить благотворному эффекту системности в соблюдении всех требований в ходе строительства социально значимых объектов, а также снижение админбарьеров при сохранении качества.
Такой оптимистичный прогноз сделал генеральный директор ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимир Щербинин в своей авторской колонке на страницах журнала «Стандарты и качество». А мы предлагаем читателям ознакомиться с аргументацией эксперта. И дальше – либо согласиться с выводами, либо высказать свою точку зрения на нашей дискуссионной площадке!
Начинает Владимир Станиславович свой рассказ с тонкого различия между контролем и надзором. Два термина, которые даже для самих инженеров-строителей зачастую звучат как синонимы, с точки зрения специалиста представляют «две большие разницы».
В настоящее время задачей госстройнадзора остаётся соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых стройматериалов и изделий, а также результатов работ требованиям утверждённой проектной документации или информационной модели. Кроме того, Госстрой надзор должен следить не только за наличием разрешения на строительство и выполнением работ по договорам главным инженером проекта, но и за членством в саморегулируемой организации. Также в функции надзора включены требования к обеспечению консервации объекта капитального строительства и порядку осуществления строительного контроля.
Другими словами, задача госстройнадзора – предупреждать, выявлять и пресекать допущенные застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Сегодня функции надзора вменены государству и осуществляются как органами федерального надзора, так и органами регионального надзора, которые представлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
А вот главной функцией строительного контроля на протяжении всего времени остаётся контроль за качеством строительства. Здесь как действующие лица могут выступать либо заказчик, либо привлечённые независимые организации, а также не стоит забывать и о саморегуляторах.
Есть и другие различия. Например, госстройнадзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает, при этом госстройнадзор осуществляется выборочно, в соответствии с утверждённой программой, а стройконтроль – на протяжении всех этапов строительства.
При этом основная тенденция состоит в том, что государство, увеличивая объёмы финансирования в качестве заказчика, также постепенно проводит политику огосударствления функций контроля и надзора. Уже в этом году Федеральному центру строительного контроля (ФБУ «РосСтройКонтроль»), который обеспечивает контроль и мониторинг на объектах, строящихся по федеральным проектам и программам, могут передать функции строительного надзора.
В настоящий момент под контролем учреждения находится более 800 объектов в 82-х регионах страны. В их числе школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения, инженерная инфраструктура, автомобильные дороги, набережные и объекты благоустройства, строящиеся по различным Нацпроектам, региональным программам, а также с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов, входящих в состав федерального проекта «Инфраструктурное меню».
При этом Минстрой России видит смысл проходящих преобразований в том, чтобы снизить административную нагрузку на строителей. В частности, ведомство предлагает исключить из перечня объектов капитального строительства, на которых предусмотрен госстройнадзор, те объекты, где договор на осуществление строительного контроля уже заключён с подведомственным Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль».
Таким образом, институт федерального строительного контроля позволит одинаково эффективно исполнять функции как строительного контроля, так и государственного строительного надзора на объектах, которые полностью или частично финансируются за счёт средств федерального бюджета.
Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ уже подготовлены. Изменения в законодательстве по объединению функций контроля и надзора планируется вынести на рассмотрение Государственной Думы в 2022 году. В случае их одобрения ФБУ «РосСтройКонтроль» приобретёт функцию строительного надзора как органа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям утверждённой проектной документации.
Дальнейшими шагами реформы системы надзора станет упразднение до 2030 года института государственного надзора на объектах, не относящихся к числу технически сложных, особо опасных и уникальных. Взамен будут внедрены новые механизмы подтверждения конструктивных и иных характеристик безопасности зданий и сооружений на всём жизненном цикле объектов. А на этапе проектирования планируется ввести экспертное сопровождение, на этапе экспертизы проекта – внедрение технологий автоматизированной проверки документации, когда ставка делается на современные цифровые решения.
А дальше господин Щербинин доводит рассуждения до логического конца. Если государство выступает и заказчиком, и выполняет функции контроля-надзора, то следующим шагом неизбежно должно стать огосударствление подрядчиков. За базовую модель могут быть взяты строительные тресты, работавшие в Советском Союзе:
На мой взгляд, их ликвидация или акционирование привело к тому, что сегодня нет сильных подрядных организаций, которые при любых неблагоприятных условиях способны обеспечить решение государственной задачи эффективно и в срок.
Централизация подрядных организаций способна стабилизировать ситуацию на рынке. По аналогии планируется создание единой системы централизованных поставок строительных материалов, причём уже началась подготовка необходимых документов.
Что же, вполне закономерная схема развития, с учётом тенденции последних лет на огосударствление экономики. Проблемы с планированием, которые составляли ахиллесову пяту советских методов хозяйствования, сегодня можно в значительной мере решить за счёт тех же цифровых решений. Она же во многом позволит ужесточить контроль и надзор, сократит пресловутый человеческий фактор и повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Разумеется, не обрадуют такие расклады частников, которым поневоле придётся конкурировать за сжимающийся сегмент негосударственных заказов. Впрочем, по мнению Владимира Щербинина, на их долю работы тоже хватит.