Минфин России считает, что заказчики и подрядчики и без того получили достаточно количество послаблений в рамках действующего законодательства
Идея радикально пересмотреть нормы Федерального закона № 44-ФЗ, вплоть до полного моратория на госзакупки, которую так активно продвигает председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко, встретила неожиданную и весьма серьёзную оппозицию. В полемику с Валентиной Ивановной вступили представители финансового блока в Правительстве России, которые полагают, что положения закона о госзакупках обеспечивают работу контрактной системы в сложных условиях, включая проведение СВО. И фактически отменять действующую с огромными трудами выстроенную систему закупок, мотивируя это исключительно неудобствами отдельных экономических субъектов, было бы не вполне осмотрительно.
Так, Минфин России заявил, что действующее законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки, в том числе как в рамках конкурентных процедур, так и без их использования по решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций.
Кроме того, законодательство полностью предусматривает процедуры заключения и исполнения контрактов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, поддержку импортозамещения, малого бизнеса, СОНКО, учреждений ФСИН, оплату контрактов в течение 7-ми дней, освобождение авансов на казначейском сопровождении от обеспечения.
Также эксперты ведомства указали, что сейчас срок определения исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может не превышать 26 календарных дней при проведении конкурса или 18 календарных дней при проведении аукциона. При том, что для строителей, например, и без того введено достаточно количество послаблений, таких как закупка «под ключ», которая предусматривает одновременное выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства. А для небольших по объёму закупок может использоваться процедура запроса котировок, которая может быть осуществлена в срок не более 6-ти рабочих дней.
Не забыл Минфин и упомянуть всё более широко применяемую практику работы с единственным поставщиком. В 2022 и 2023 годах были введены специальные временные нормы, согласно которым субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут самостоятельно устанавливать любые дополнительные случаи определения единственных поставщиков (подрядчиков). Такие решения могут приниматься в любые самые короткие сроки, в том числе, в случае контрактации «под ключ», без наличия проектной документации с последующим уточнением объёма контракта.
Таким образом, финансовый блок считает, что заказчики и подрядчики и без того получили достаточно количество послаблений в рамках действующего законодательства. И что окончательно отменять 44-ФЗ под предлогом трудного экономического положения всё-таки не стоит. Комментарии Минфина также показывают, что окончательное решение по поводу моратория на госзакупки (о чём убеждали СМИ сторонники такой меры), в Правительстве страны пока не принято. Возможно, с учётом важности темы, обсуждение на верхах будет продолжено, и окончательный вывод сделает уже Глава государства.
Ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров высказал мнение, что в предыдущие годы работа контрактной системы была оптимизирована и был найден баланс между интересами заказчиков и поставщиков.
В марте-апреле прошлого года российский Кабмин принял оперативные меры для поддержки участников рынка закупок и закупок госкомпаний. В конце 2022-го действие этих норм было продлено на 2023-й.
За первые 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 миллиона контрактов на общую сумму в 5,1 триллиона рублей против 1,4 миллиона контрактов на 4,5 триллиона рублей годом ранее. По данным Минфина, 88% контрактов (в стоимостном выражении) заключены с единым поставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%, соответсвенно.