Федеральная налоговая служба обещает правильным компаниям преференции для участия в госзакупках. Но есть немало «подводных камней»…
Власти прорабатывают возможные привилегии для компаний, которые добросовестно платят налоги. Один из основных вариантов – преференциальный доступ к госзакупкам в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Предполагается, что его смогут получить компании, которые войдут в рейтинг добросовестных налогоплательщиков. Создать такой механизм Президент России Владимир Путин поручил ФНС совместно с бизнес-сообществом. Ответственными назначил главу Правительства РФ Михаила Мишустина и председателя «Деловой России» Алексея Репика, они должны будут представить доклад до 20 мая.
Идея такая. Нахождение в рейтинге добросовестных плательщиков, которое подразумевает выполнение определённых требований, должно стать аналогом предквалификации для участия в госзакупках. Если в одной закупке участвуют добросовестная и недобросовестная компании, приоритет планируется отдавать первой. Вроде, всё просто. Надо только определить, кто добросовестный, а кто нет. Естественно, главный вопрос заключается в том, как это сделать объективно и беспристрастно.
Определить добросовестность компании предлагается по уровню налоговой нагрузки относительно среднеотраслевого показателя. Для каждой из отраслей разрабатываются свои критерии включения в реестр. Превышение на 50% и более среднеотраслевого уровня должно давать право на преференции.
При этом, по мнению независимых экспертов, факт уплаты всех бюджетных платежей не является стопроцентным признаком добросовестного контрагента в деловой практике: если компания вовремя выполняет налоговые обязательства перед государством, но при этом срывает контракты, нарушает условия договора и поставляет некачественный товар, её нельзя считать добросовестной. Кроме того, существует опасность, что рыночные условия участия в госзакупках будут упразднены окончательно. Вот одно из мнений:
Создание рейтинга, с одной стороны, увеличивает шансы отсеять от госзакупок фирмы-однодневки и ограничить явно мошеннические схемы распила, но с другой – организация и ведение рейтинга налоговой службой могут превратить его в инструмент государственного давления на бизнес. Всем хорошо известно, что существует множество формальных факторов, которые могут сделать компанию недобросовестной в глазах государства.
Надо отметить, что подход ФНС к созданию рейтинга налогоплательщиков в целом разделяет Минэкономразвития России, однако определённые сомнения имеются у Федеральной антимонопольной службы, понимающей под конкуренцией, прежде всего, количество субъектов экономической деятельности. А в Минфине России предупреждают, что введение приоритета для компаний из рейтинга будет содержать признаки нарушения договора ЕАЭС в части обязательства предоставлять равные условия всем участникам закупок из стран-участниц, так как в такой рейтинг, скорее всего, предполагается включать только российских налогоплательщиков.
Между тем, стоит напомнить, что в настоящее время в России уже существует перечень недобросовестных поставщиков – реестр участников закупок, которые уклонились от заключения контрактов, либо контракты с ними были расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика в связи с существенным. И если будут одобрены предложения ФНС, не внесут ли они только ещё больше сумятицы в процесс госзакупок?
Наблюдая за происходящим, нельзя отделаться от мысли, что со всеми этими реестрами налогоплательщиков, поставщиков, застройщиков происходит какая-то непонятная чехарда. Каждая организация – НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «Единая Россия» и прочие конторы – хотят обзавестись своими рейтингами и стать вершителями судеб и спасителями российской экономики. Всё это, конечно, скорее похоже на имитацию бурной деятельности, чем на выработку реально объективного инструмента.
Поэтому, мы имеем то, что имеем. Жирные и денежные тендеры осваивают «свои, да наши», а не какие-то мифические добросовестные налогоплательщики. И никакой чудо-реестр пока не спасает.