Новый 447-ФЗ дал компаниям большую свободу маневра и даже возможность время от времени показывать своим саморегулируемым начальникам «домик, где индейцы живут»
Несмотря на то, что у вновь принятого Федерального закона № 447-ФЗ имеется множество оппонентов среди представителей строительной отрасли, тем не менее в целом нынешние изменения в Градостроительный кодекс РФ нельзя не считать прогрессивными.
Так, например, нынешние изменения в статью 55.6 ГрК РФ, касающиеся возможности перевода взноса в компенсационные фонд в случае перехода компаний во вновь открытую саморегулируемую организацию в области строительства в том регионе, где она до сих пор отсутствовала, способна решить застарелую и никак не разрешаемую аж с 2016 года проблему.
Как известно, с введением регионального принципа формирования членских организациях в строительных СРО обозначился явный перекос, связанный с отсутствием действующих саморегулируемых организаций в ряде регионов. Правда, в некоторых из них, например, как Бурятия, Ингушетия, Республика Крым и других, проблема не столь давно была решена. Местным строителям удалось в период 2016-2018 годов собрать необходимый для регистрации минимум членов, сформировавших первоначальный компфонд в своих НКО, и получить, хоть и не без некоторых мытарств заветный статус СРО. Нынче это не самые малые по численности и вполне достойные члены саморегулируемого сообщества.
Однако в тех регионах, где строительная отрасль была представлена относительно небольшим количеством членских организаций, если даже и предпринимались подобные попытки, то они завершились ничем.
Одной из основных причин, почему до сих пор за последние три-четыре года не появилось ни одной новой региональной моно-СРО, являлась необходимость повторной оплаты взноса в компенсационный фонд. Старый взнос, согласно действовавшим до 30 декабря 2021 года требованиям, оставался в старой СРО и не подлежал возврату и перечислению.
Теперь же, пункт 4 статьи 55.6 дополнен частью 17, согласно которой:
В случае, если в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи юридическое лицо, индивидуальный предприниматель являются членами саморегулируемой организации, зарегистрированной в субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, и в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, создана саморегулируемая организация, указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют переход в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На сегодняшний день, согласно данным Единого реестра членов Национального объединения строителей, в Российской Федерации имеется, как минимум 7 регионов в которых отныне, без необходимости повторной оплаты взноса в компфонды СРО, возможно создание своих региональных СРО. К ним относятся:
- Севастополь – 255 членских организаций;
- Курганская область – 219 членских организаций;
- Республика Адыгея – 208 членских организаций;
- Карачаево-Черкесская Республика – 159 членских организаций;
- Магаданская область – 125 членских организаций;
- Республика Алтай – 117 членских организаций;
- Республика Тыва – 97 членских организаций.
Правда, как говаривал старина Марк Твен, «благодаря доброте Божьей в нашей стране мы имеем свободу совести, свободу мнения, и осмотрительность не использовать эти свободы». А потому довольно сложно, заранее предсказать, кто решится, в ущерб уже сложившейся расстановке саморегулируемого status-quo, нарушить баланс, рискуя получить по «холке» от своих коллег, координаторов или ностроевского начальства. Впрочем, помимо перехода во вновь создаваемые СРО, кардинальным образом меняется ситуация и для всех членов региональных строительных саморегулируемых организаций. Поскольку закон прямо не устанавливает, что вновь введённая часть 17 статьи 55.6 распространяется лишь на вновь открываемые СРО, значительно упрощается и удешевляется процедура членских организаций в рамках текущей смены места регистрации.
В этом случае, руководителям региональных СРО возможно придётся несколько снизить уровень давления на своих членов – во избежание их голосования «ногами». Всё-таки, даже несмотря на сложности с перерегистрацией в соседнем субъекте, им уже не придётся оставлять в качестве трофея постылой СРО, ранее уплаченный и порой немалый взнос в компфонд и оплачивать его повторно уже в новой саморегулируемой организации. И исходя из опыта общения с представителями строительного бизнеса, может найтись немало желающих, не теряя в деньгах, хлопнуть дверью и показать кукиш старой СРО. Одним словом, пространство для маневра у строителей, чисто теоретически расширилось. А вот хватит ли духа этим воспользоваться – покажет практика применения вновь принятого закона.