Вице-президент НОСТРОЙ выступил в Архангельске с большим докладом о проекте Стратегии важнейшей отрасли России, развитии Арктической зоны и роли студенческих стройотрядов
Вчера в столице Поморья прошло совещание заместителя председателя правительства Архангельской области Дмитрия Рожина при участии регионального министра строительства и архитектуры Владимира Полежаева с представителями строительного сообщества.
Солидный десант из Национального объединения строителей «высадился» в здании регионального правительства – в мероприятии от НОСТРОЙ приняли участие вице-президент Антон Мороз, руководитель Аппарата Сергей Кононыхин, его заместители Виталий Ерёмин и Михаил Любимов, координатор по Северо-Западному федеральному округу Никита Загускин.
После вступительного слова и приветствия Дмитрия Рожина с большим и информативным докладом выступил Антон Мороз. Первая часть была посвящена основным положениям проекта Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Антон Михайлович акцентировал внимание на том, что над разделами документа работали проектные команды, состоящие исключительно из лучших представителей отраслевого сообщества, и текущая редакция проекта Стратегии учитывает большинство предложений, выработанных сообществом с 2019 года. А уже в 2020-2021 годах, рассказал господин Мороз, вносились изменения в работу строительной отрасли:
Вынужденным катализатором стала пандемия и введённые ограничения, поэтому скорость внедрения изменений кратно выросла. В этой части Стратегия созвучна планам Правительства и Минстроя.
Отдельно докладчик выделил те положения Стратегии, которые, по его мнению, позволяют расширить горизонты планируемых в отрасли изменений:
Во-первых, Стратегия в долгосрочной перспективе ставит амбициозные цели в сфере жилищного строительства:
- повсеместное распространение сбалансированной городской застройки, обновление промышленных и производственных зон, вовлечение в оборот свободных территории (более 200 тысяч гектаров земель и 2 миллиона объектов недвижимости к 2024 году) с градостроительным потенциалом в 266 миллионов квадратных метров;
- развитие агломерационной застройки в регионах России;
- усиление развития транспортной и социальной инфраструктуры.
Во-вторых, документ ставит более грандиозные цели по развитию системы государственных закупок. Это – совершенствование специального антидемпингового регулирования, формирование модели «партнёрских» отношений заказчик-подрядчик, учёт качества, квалификации и компетенции подрядчиков, а также переход к системе определения уровня компетенции участников строительного рынка по нефинансовым критериям, дифференцированным, в том числе, в зависимости от опыта работы, кадрового потенциала и наличия производственных мощностей.
И наконец, третьим важным направлением в Нацобъединении считают дальнейшее совершенствование правил допуска на рынок как юридических лиц, так и специалистов.
Антон Мороз выразил мнение о том, что текущая редакция документа – актуальная и сбалансированная, она отражает консолидированную позицию профсообщества и регулятора, содержит реалистичные и в то же время амбициозные целевые показатели и механизмы их достижения. Однако, напомнил он, из-за санкционного давления зарубежных государств перед строительной отраслью появились новые вызовы, в связи с чем в рамках дальнейшей работы над проектом Стратегии НОСТРОЙ предлагает:
- полностью передать полномочия по надзору за деятельностью СРО от Ростехнадзора Национальным объединениям;
- закрепить за Нацобъединениями ведение реестровых моделей в отношении всех выданных разрешений на строительство и типовых проектов ИЖС, посредством сопровождения интеграции государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (включая ЕИСЖС, ЕГРЗ);
- создать информационную платформу, содержащую всю информацию о специалистах в области строительства – об опыте специалиста, его образовании и квалификации (её подтверждении и повышении), ведение которой будет осуществлять соответствующее Национальное объединение.
Последнее, считают в НОСТРОЙ, поможет укрепить профессиональную трансформацию стройотрасли как условия развития конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан. Господин Мороз добавил:
Кроме того, для повышения производительности труда и повышения уровня квалификации специалистов следует учитывать достоверный уровень заработной платы рабочих-строителей с учётом отраслевой и региональной специфики и рыночной конъюнктуры при формировании сметной стоимости строительства.
Говоря отдельно об Арктической зоне России, вице-президент НОСТРОЙ отметил, что в новой экономической реальности, арктические города и населённые пункты растеряли своё прежнее значение, а деиндустриализация привела к непрекращающейся по сей день депопуляции территории российской Арктики. Кроме того, обратил он внимание, в некоторых населённых пунктах российской Арктики миграционному оттоку способствуют действующие программы переселения из аварийного жилья, реализуемые в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда»:
Так, становится популярным расселение методом выплаты возмещения за изымаемое у расселяемых граждан жилого помещения. Это объясняется тем, что себестоимость строительства в арктических территориях высока, а нормативы предельной стоимости «квадрата» жилья в городах России значительно ниже.
В арктических районах Карелии, Республики Коми и Красноярского края, по словам Антона Мороза, по программе переселения новое жильё сегодня не строится, а есть районы, где реализация программы переселения не начата вовсе:
Позитивная ситуация прослеживается пока только в Ненецком и Чукотском автономном округах, где расселяемым гражданам предоставляется жильё в новых построенных и строящихся домах, а выплаты возмещения за изымаемое жильё отсутствуют.
Таким образом, констатировал докладчик, реализация подобных программ обходится региональным бюджетам дешевле нового строительства, что способствует недостижению целевого показателя миграционного прироста населения Арктической зоны, который должен увеличиться не менее двух раз к 2024 году, в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
Отметил Антон Михайлович и позитивные стороны. Так, в целях исполнения пунктов по направлению формирования благоприятной городской среды Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года сегодня разработан дизайн-код Арктических поселений, запущена онлайн-платформа «Библиотека практик развития и благоустройства среды арктических поселений», а также Минвостокразвитием России проводится конкурс лучших практик развития и цифровизации городской среды, благоустройства общественных и дворовых пространств в Арктической зоне. Докладчик подчеркнул:
По разработке механизмов государственной поддержки жилищного строительства в Арктической зоне бизнесу и населению необходимо включаться в процессы и принимать самое активное участие в реализации не только данных пунктов, но и всего Единого плана.
Кроме того, считает Антон Мороз, на фоне продолжающегося оттока населения Арктики, один из важнейших факторов сохранения и прироста населения – обеспечение качественным жильём и формирование комфортной городской среды:
Нужно, чтобы в каждом арктическом городе и арктическом поселении были разработаны принципы и направления их развития, основанные на необходимости нового строительства качественного жилья, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры на их территории, а также нацеленные на улучшение конкретных показателей и индикаторов, которые используются при составлении индекса качества городской среды и рейтинга качества жизни регионов. При это всем важно помнить, что арктические города ввиду своего пространственного положения нужны для поддержания опорного каркаса расселения, который может потребоваться будущим поколениям людей при освоении арктических территорий.
Вторая часть выступления была посвящена роли студенческих отрядов в строительстве. Господин Мороз начал с тезиса о том, что масштабных целей и задач, определённых проектом Стратегии развития строительной отрасли, можно достигнуть только при наличии квалифицированного кадрового ресурса на всех уровнях строительного производства. И как раз одним из инструментов наращивания кадрового потенциала является движение студенческих строительных отрядов.
По мнению Антона Михайловича, деятельность студенческих стройотрядов – это идеальный ответ на стоящие сегодня перед отраслью вызовы, такие, как дефицит на стройке всех категорий работников и отсутствие устойчивых связей между строительной отраслью и системой профессионального образования:
С одной стороны, студотряды обеспечивают стройку рабочей силой, причём подготовленной, уже имеющей первичные компетенции. С другой стороны, в рамках «трудового семестра» студенты осваивают реалии строительной площадки, адаптируются к профессии и потенциальным работодателям, проходят через профессиональные пробы – это очень полезно и нужно будущему строителю для закрепления в отрасли.
Представитель Нацобъединения также рассказал о деятельности молодёжной общественной организации «Российские студенческие отряды», об участии современных бойцов студотрядов в таких масштабных проектах, как возведение объектов Саммита АТЭС-2012, 27-й Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани, Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, строительство и обустройство космодромов «Восточный» и «Плесецк», объектов атомной энергетики России. Отдельно вице-президент НОСТРОЙ отметил активную работу штаба Российских студенческих отрядов в Архангельске, который реализует всероссийский проект – «Всероссийская студенческая стройка «Поморье»:
Этот проект начался в 2012 году, когда посёлок Березник Устьянского района принял у себя 8 студенческих строительных отрядов из восьми регионов страны. Работа студенческих строительных отрядов в регионе успешно продолжает развиваться, этот опыт есть и в других регионах, однако его нужно изучать, перенимать и масштабировать на всю Россию.
Профессиональному строительному сообществу при поддержке власти Антон Мороз предлагает активнее использовать потенциал стройотрядов, создавать условия для производства строительных работ силами последних, выделять им вакансии, создавать производственно-образовательную среду, а также сопровождать в режиме наставничества вхождение молодых людей в профессию.
Безусловно, создание строительных отрядов, обеспечение их работой, выстраивание логистики – это сложная организационная задача, в решение которой вовлечены и вузы, и работодатели. Нужен единый организационный Штаб стройотрядов и цифровая платформа – «Биржа стройотрядов», которая бы обеспечила определение потребности отрасли в разрезе регионов и конкретных строек в трудовых ресурсах стройотрядов, свела вместе усилия вузов и работодателей.
Презентация доклада вице-президента НОСТРОЙ А. М. Мороза