Руководство НОСТРОЙ уверяет, что речь идёт не о законной защите потребителями своих прав, а о полноценной кампании по вымогательству денег у стройкомпаний со стороны юристов
Министерство строительства и ЖКХ РФ поддержало закон о так называемых «покупателях-экстремистах», которые, якобы, цинично терроризируют честных девелоперов. Предполагается, что дольщикам запретят обращаться в суд с исками к девелоперам в случае недовольства качеством квартир. Сначала придётся написать жалобу застройщику, а тот будет обязан за свой счёт получить заключение специалистов и в течение 20-ти дней устранить недостатки. И только если этого не произойдёт, можно обращаться в суд.
Как известно, Национальное объединение строителей, лоббирующее интересы девелоперов, имеет свою точку зрения по этому вопросу. По версии НОСТРОЙ, речь идёт не о законной защите своих прав со стороны потребителей, а о полноценной кампании по вымогательству денег у строительных фирм со стороны юридических фирм, которые нашли удобные лазейки в законодательстве. Тезис достаточно спорный, поскольку, какими бы негодяями и террористами не были юристы и сами дольщики, факты, по которым они обращаются в суды, состоят в несоблюдении строителями нормативно-технической документации, и полностью подтверждаются экспертизой. Ведь если бы не было нарушений – то не было бы и темы для претензий.
Однако руководство Национального объединения предпочитает расставлять акценты несколько иначе. Как отметил президент НОСТРОЙ Антон Глушков, «потребительский экстремизм» неравномерно представлен на территории Российской Федерации. Как правило, он развивается там, где работают максимально законопослушные строительные компании, которые действуют исключительно в рамках федерального законодательства, строят и сдают объекты полного цикла с чистовой отделкой, поскольку большая часть претензий касается именно качества отделочных работ. Вот, что заявил Антон Николаевич в интервью БФМ:
И на сегодняшний день зачастую наблюдается не уклонение строительных компаний от ответственности, а злоупотребление участниками долевого строительства своими правами.
Отмечается, что Минстрой России уже давно выступал с инициативой об отмене такой меры поддержки, как мораторий для новостроек, поскольку опасался злоупотреблений со стороны участников строительства. Кроме того, в некоторых субъектах сложилась практика, когда суды не применяли правила о моратории и вставали на защиту физических лиц, накладывая финансовые санкции (пени и неустойки) на застройщиков лишь на том основании, что те не заявили о необходимости применения правил моратория и не дали ссылку на указанные обстоятельства.
В 2016 году было 24 судебных спора на общую сумму исков 273 тысячи рублей; в 2017-ом – 124 иска, сумма по которым составила уже 5 миллионов рублей; в 2018-ом – 643 иска на сумму почти 7 миллионов рублей, в 2019-ом – 1.043 иска, и сумма удовлетворённых исков составила 152 миллионов рублей; по итогам 2021 года величина выплат выросла до 200 миллионов рублей. Учитывая то, что соответствующий мораторий действовал на протяжении полутора лет, НОСТРОЙ ожидает волну роста исковых заявлений. Как заявил господин Глушков:
Мы считаем, что необходим механизм, который обяжет застройщиков устранять недоделки, выявленные при приёмке квартиры в новостройке, а не выплачивать компенсации. 80 процентов решений судов по делам о некачественных работах подразумевают не устранение недостатков, а соразмерное уменьшение стоимости квартиры. Люди этим пользуются, получают дополнительные средства, но в качестве жилья ничего при этом не меняется. Все профессиональное сообщество рассчитывает, что в ходе ближайшей осенней сессии Госдумой будут приняты поправки, исключающие конкуренцию положений закона о защите прав потребителей и закона об участии в долевом строительстве.
Звучит всё это довольно убедительно. Хотя, безусловно, и не вполне понятно, почему страдающие от «экстремистов» и «террористов» максимально законопослушные строительные компании не могут сразу строить так, чтобы не давать поводов для обращения в суды?
Возможно, вопрос следует ставить об адекватности требований в самих ГОСТах и СНиПах, если подрядчики в принципе не способны добиться их соблюдения. Но в таком случае НОСТРОЙ, имея свой Технический и Экспертный советы, объединяя профессиональных специалистов в различных комитетах, вполне мог бы заняться актуализацией нормативно-технической базы, для того, чтобы привести её в соответствие с реальными возможностями отрасли.