Применение стандартов по оценке опыта и деловой репутации позволит заказчику получить максимально объективную картину о реальных возможностях и квалификации участников закупок
Дальнейшая интеграция экономики России в мировую торговлю и углубление эволюционного развития рыночных отношений, нацеленность на инновационность, сохранение социальной ориентированности государственной политики и выстраивания системы оптимизации бюджетных расходов, обусловили необходимость своевременной переоценки подходов к формированию методов построения и управления системой государственных закупок товаров, работ, услуг и совершенствования финансового механизма государственных закупок.
Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволившего выстроить правовую основу контрактной системы, в том числе разработку понятийного аппарата, сформировало базовые принципы, ввело новые правила осуществления закупочных процедур, положило начало сегодняшнему состоянию института госзакупок.
Вместе с тем, стремительные изменения в экономике за последние два года показали необходимость совершенствования системы государственных закупок.
Именно поэтому было принято постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года № 2369 о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившее в силу 1 января 2022 года.
Ситуацию в эксклюзивном интервью нашему порталу прокомментировал вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, председатель комитета по саморегулированию НОПРИЗ, председатель ТК 066 Николай Капинус.
***
– Николай Иванович, считаете ли Вы указанные изменения своевременными?
– Безусловно, да, хотя полагаю, что такие изменения можно было ожидать и раньше. Существенной новеллой данного постановления является введение императивной нормы – применение национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при определении показателя «наличие у участников закупки деловой репутации» в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Данное нововведение направлено исключительно на развитие системы госзакупок, полностью закрывая имеющуюся объективную потребность строгого научного нормирования критерия оценки деловой репутации.
Ещё с 2013 года Технический комитет 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» (ТК 066) начал разработку линейки национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Активно эти стандарты начали применяться, начиная с 2015 года. Сейчас сложилась достаточная практика добровольного применения контрактными службами государственных и частных заказчиков в конкурсной документации стандарта оценки опыта и деловой репутации, особенно в строительной сфере в соответствии с ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На сегодняшний день можно сделать вывод, что стандарты востребованы, так как если в 2015 году количество закупок с применением национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации насчитывалось порядка ста, то к 2021 году исчисление идёт уже в сотнях тысяч.
При этом, к сожалению, далеко не все заказчики правильно применяли данный инструмент при составлении конкурсной документации. Теперь же, с принятием постановления, а также при активном участии ТК 066, безусловно, будет выработан однозначно понимаемый всеми механизм применения национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации.
– Какие основные преимущества оценки участников на основании индекса деловой репутации Вы видите?
– Система стандартов по оценке опыта и деловой репутации может применяться как самими организациями – в качестве самооценки в целях повышения эффективности своей деятельности, так и заказчиками – для объективного ранжирования участников закупки, исходя из оценки их финансовых показателей, кадрового потенциала, ресурсной обеспеченности и качества принимаемых управленческих решений.
Индекс деловой репутации – это целое числовое значение в интервале от 0 до 100, присваиваемое заявителю по результатам работы по оценке соответствия требованиям системы стандартов, в зависимости от конкретных видов экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
При этом, кроме индекса деловой репутации, в случае заинтересованности заказчик может получить актуализированную достоверную информацию об участнике из отчёта по сертификации или «личного дела» – о материально-технической базе, опыте работы и квалификации кадров, добросовестности, истории, цитируемости, судебной практике и прочем.
То есть применение стандартов по оценке опыта и деловой репутации позволит заказчику получить максимально объективную картину о реальных возможностях и квалификации участников закупок.
– Такой параметр как индекс деловой репутации участников применим к закупкам во всех сферах или только к отдельным направлениям, например, к закупкам в сфере строительства?
– Стандарты по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности устанавливают факторные модели и требования к оценке в зависимости от вида их экономической деятельности и, соответственно, могут создаваться и применяться в любой сфере деятельности, без исключения.
В настоящее время, основной приоритетной задачей ТК 066 является расширение области стандартизации в сфере оценки деловой репутации, так как на данном этапе действующих национальных стандартов – 8:
- ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы»;
- ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций»;
- ГОСТ Р 66.9.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации организаций, выполняющих перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов»;
- ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций»;
- ГОСТ Р 66.9.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты»;
- ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания»;
- ГОСТ Р 66.9.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию»;
- ГОСТ Р 66.1.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование».
В текущем году ТК 066 запланирован пересмотр (обновление) ряда стандартов.
При этом, с учётом того, что разработка национальных стандартов в области оценки деловой репутации занимает более 6-ти месяцев, возникает потребность, в том числе у заказчиков, в более быстрой разработке требований и критериев для оценки тех или иных субъектов предпринимательской деятельности.
Для решения этой задачи будет использоваться категория стандартов «Стандарт организации», статус которых, благодаря ряду последних законодательных новелл в сфере стандартизации, расширен. Безусловно, для применения СТО в закупках в статусе, временно приравненном к статусу национального стандарта, требуется однозначная экспертная позиция соответствующего технического комитета, в данном случае ТК 066, и заключение Росстандарта.
– Не могли бы Вы рассказать, какие параметры учитываются при определении индекса деловой репутации? Отличаются ли эти параметры в зависимости от видов экономической деятельности, в отношении которых такой индекс присваивается?
– Для оценки деловой репутации и составления индекса используется факторная модель, где каждый фактор рассчитывается по формуле, в основе которой лежат показатели (результаты деятельности исследуемых субъектов):
- Финансовые ресурсы;
- Материально-технические ресурсы;
- Трудовые ресурсы;
- Опыт работы;
- Репутация;
- Управление процессами.
ГОСТ Р 66.0.01-2017, который является основополагающим стандартом системы данных стандартов, устанавливает общую факторную модель, включая субфакторы, которые должны присутствовать во всех стандартах по оценке опыта и деловой репутации.
Вместе с тем, для каждого вида экономической деятельности дополнительно разработаны особые числовые обозначения, коррелирующиеся с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), согласно которым разрабатываемые ГОСТы содержат конкретные факторы для каждого вида деятельности.
Поэтому, наряду с общими субфакторами, учитываются субфакторы и коэффициенты весомости в модели экспертной оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, устанавливаемые в зависимости от конкретного вида экономической деятельности организации.
– Если юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель осуществляет различные виды деятельности, ему следует подтвердить свои индекс деловой репутации по каждому виду деятельности отдельно или в отношении такого лица будет присвоено единое значение индекса деловой репутации?
– Каждому виду деятельности, согласно ОКВЭД компании, необходимо проходить процедуру «Оценки опыта и деловой репутации» отдельно с присвоением собственного индекса. Такая позиция связана с тем, что, например, для строительно-монтажных работ и поставки соответствующих материалов требуется совершенно различная организация рабочего процесса, различные специалисты и прочее, и при их совмещении в рамках одного исполнителя необходимо убедиться в достаточности обеих компетенций.
Индекс деловой репутации присваивается компании на основании полученных результатов исследования и его актуальность означает, что результаты исследования валидны на момент проведения исследования.
При этом, индекс деловой репутации должен проходить обязательную процедуру актуализации.
Актуализация индекса деловой репутации в целях подтверждения или изменения индекса деловой репутации наступает не позднее 12-ти месяцев с момента его присвоения.
– Правилами оценки установлено, что в целях оценки по показателю «наличие у участников закупки деловой репутации» заказчик должен указать документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значение индекса деловой репутации. Какой именно документ должен запросить заказчик?
– Результатом оценки опыта и деловой репутации является выдача органом по сертификации сертификата соответствия и приложения к нему. Содержание сертификата соответствия и приложения к нему по оценке опыта и деловой репутации представлен в Приложении В ГОСТ Р 66.0.01-2017 и является обязательным при выполнении данных работ.
Сертификат соответствия должен содержать следующие обязательные данные:
- Номер регистрации в Реестре СДС;
- Наименование органа по сертификации;
- Наименование организации – заявителя, получившей данный сертификат;
- Название ГОСТа, по которому была проведена сертификация, и ОКВЭД;
- ФИО экспертов.
Приложение к сертификату даёт информацию об индексе деловой репутации и содержит информацию об организации-заявителе и значение индекса в буквенной и численной форме. Сертификат без приложения не действителен.
Как и было сказано, сертификат соответствия и приложение к нему выдаётся органом по сертификации в рамках процедуры добровольного подтверждения соответствия. Орган по сертификации должен быть аккредитован в соответствии с законодательством об аккредитации, в соответствующей области аккредитации, и функционировать в рамках системы добровольной сертификации, зарегистрированной в уставленном порядке в Росстандарте.
Порядок выполнения работ по оценке деловой репутации подразумевает экспертную оценку, основанную на учёте мнений экспертов и аудиторов, выполняющих работу по оценке соответствия требованиям национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации.
– По Вашей оценке, на сегодняшний день какая доля участников закупок имеет документ, подтверждающий индекса деловой репутации?
– Мониторинг закупочной деятельности показал, что за 2021 год по 44-ФЗ было проведено всего 5.087.812 закупок, из них, с использованием критерия деловой репутации – 253.502 закупки, что составляет 5 процентов от их общего числа. Применительно к 223-ФЗ показатель использования критерия деловой репутации несколько выше – 189.568 закупок с использованием критерия, что составляет 14,5% от общего количества закупок по 223-ФЗ. Всего их было проведено 1.296.899.
Однако, как показывает мониторинг использования критерия индекса деловой репутации, какого-либо единообразного подхода к его оценке в последние несколько лет, к сожалению, в закупках не наблюдается, при проведении такой оценки соответствующие национальные стандарты применялись далеко не в каждом случае.
В принципе, каждая система добровольной сертификации, каждый орган сертификации, обязаны вести реестр выданных сертификатов соответствия, при необходимости можно провести мониторинг и проверить количество выданных сертификатов, но, безусловно, это глобальная и ресурсозатратная работа.
Однако, понимая проблемы, которые в настоящее время существуют в сфере добровольного подтверждения соответствия, а также в целях обеспечения добросовестного и беспристрастного выполнения работ СДС и ОС по оценке опыта и деловой репутации, ТК 066 готовится осуществлять полноценный соответствующий мониторинг. В целях обеспечения контроля за проводимыми оценками опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности системы добровольной сертификации, в том числе органы по сертификации, функционирующие в рамках данных систем, обязаны будут признавать Репутационную коллегию при ТК 066, в качестве комиссии по апелляциям, а заказчики – руководствоваться её решениями в части компетенции тех или иных оценок деловой репутации, используемых при проведении конкурсных процедур.
– Какова процедура получения индекса деловой репутации? На какой срок соответствующий индекс может быть присвоен? Что потребуется от участника?
– Процедура получения индекса добровольной репутации проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»; Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»; ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».
Также данная процедура определяется правилами функционирования Системы добровольной сертификации.
Добровольная сертификация в СДС в общем случае включает следующие этапы:
- подачу заявки на сертификацию;
- принятие и оформление решения по заявке, заключение договора и оплату работ;
- оценку соответствия объектов сертификации установленным требованиям в Системе;
- анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными объектами.
– На сегодняшний день существует ресурс, обратившись к которому можно проверить сведения, представленные участником закупки в отношении индекса деловой репутации?
– Сейчас можно воспользоваться только реестрами выданных сертификатов, которые ведут органы по сертификации в рамках СДС. Какого-либо единого ресурса проверки на данный момент не существует.
Однако в ближайших планах Технического комитета 066, при получении одобрения со стороны Росстандарта, разработка и запуск единого реестра, где будут размещаться все без исключения результаты оценки опыта и деловой репутации российских СДС, проведённые их органами по сертификации и получившие соответствующее положительное квалификационное решение Репутационной коллегии ТК 066.
Полагаем, что такой реестр может быть размещён как на сайте ТК 066, так и на государственном ресурсе системы Росстандарта.
– Николай Иванович, с чего бы Вы посоветовали начать участникам, решившим оценить свои индекс деловой репутации?
– Можно начать с ознакомления с самими стандартами по оценке опыта и деловой репутации, далее выбрать соответствующую СДС из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации на сайте Росстандарта и приступить к процессу сертификации. Либо можно начать с обращения в профильный технический комитет по стандартизации ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации» при Росстандарте, для получения детальной консультации о самой процедуре сертификации и более точной, официальной информации о работе тех или иных существующих систем добровольной сертификации по оценке опыта и деловой репутации.
Полное методическое сопровождение специалистами профильного технического комитета позволит эффективно решить возникающие в процессе сертификации вопросы и избежать любых возможных нарушений такой процедуры, которые могут привести как к отмене результатов оценки, так и к отмене результатов самого конкурса, проведённого с использованием неверно установленного индекса деловой репутации. Такой подход к процедуре оценки деловой репутации и её использовании, безусловно, рекомендуется также заказчикам и организаторам конкурсных процедур.