Интеграция по сахалинскому рецепту

0
93

Самая дальняя российская СРО оказалась ближе всех к решению вопроса о слиянии Национальных объединений в важнейшей отрасли нашей страны

Интеграция по сахалинскому рецепту

Накануне весеннего Всероссийского съезда строительных саморегулируемых организаций директор Ассоциации «Сахалинстрой» и постоянный эксперт портала За-Строй.РФ Валерий Мозолевский представил большую программу со своими предложениями по назревшей трансформации СРО-системы. Всех желающих почитать полную версию, отсылаем к первоисточнику – сайту официального издания Российского союза строителей «Строительная Орбита». А остальных приглашаем ознакомиться с тезисным изложением предложений Валерия Павловича с небольшими комментариями редакции.

***

Для начала стоит перечислить список претензий к системе строительного саморегулирования, который приведён в программе Валерия Мозолевского.

  1. Разрозненная структура построения саморегулируемых организаций и их Национальных объединений в строительной отрасли экономики. Она противоречит требованию части 1 статьи 3 системного Федерального закона № 315-ФЗ и основам Проектного государственного и коммерческого управления, которое введено в России с 30 июня 2016 года.
  2. Созданные по случайному принципу межрегиональные самостоятельные саморегулируемые организации изыскателей и проектировщиков не оказывают практически никакого конкретного влияния на реализацию проектов строительства объектов капитального строительства в России.
  3. Система эффективных саморегулируемых организаций, наделённых государством контрольно-разрешительными функциями, функциями «допуска в профессию» в строительной отрасли России, за почти 14 лет не организована и практически не работает, особенно в изыскательской и проектной деятельности.
  4. Функции обеспечения исполнения обязательств по договорам строительного подряда в строительной отрасли выполняют не саморегулируемые организации, как того требует положение статьи 55.1 ГрК РФ, а коммерческие банки Российской Федерации, продавая членам саморегулируемых организаций банковские гарантии. Во многих СРО, особенно изыскателей и проектировщиков практически нет необходимого персонала, кроме как для выполнения документарных формальностей и для организации сбора членских взносов, часто через аффилированные организации.

Как нетрудно увидеть, острие претензий господина Мозолевского направлено на проектное и изыскательское сообщество. Ранее, как известно, лидер дальневосточных саморегуляторов ратовал за создание в каждом регионе единой монопольной СРО и крайне болезненно воспринял появление ещё одной строительной ассоциации в своей вотчине. Однако попытки искоренить неожиданных коллег и контрольные инстанции успехом не увенчалось и с таким соседством пришлось смириться. Более того, иногда обе сахалинские СРО даже многое что делают совместно во благо важнейшей отрасли России.

Но вот наличие межрегионального принципа в деятельности проектировщиков и изыскателей «Сахалинстрой» никак удовлетворить не может. Как известно, и этот ларчик открывается просто – с недавних пор Валерий Мозолевский продвигает идею о том, чтобы создать на базе СРО комбинированную ассоциацию, которая будет объединять и проектировщиков, и изыскателей, и строителей. Казалось бы, чего тут думать: хочешь – создавай. Как сделали уже в Архангельской, Ивановской и многих других областях, где работают «кустовые» СРО.

Стоит отметить, что сами подрядчики в основном отзываются о таких «СРО под ключ» без особого восторга. Ценники у кустовиков-монополистов, взявших в свои руки все три вида деятельности, оказываются куда выше, чем у специализированных СРО.

Однако Валерий Павлович настроен не просто на создание дополнительных саморегулируемых организаций при «Сахалинстрое», но предлагает радикально реформировать систему саморегулирования, объединив НОСТРОЙ и НОПРИЗ сверху и разрешив создание единой «комплексной» СРО в регионах. Как сказано в его программе:

Мы не понимаем, что и как проверяют саморегулируемые организации проектировщиков в деятельности своих членов по всей России, не видевших их в глаза. Например, мы – строители на Сахалине контролируем исполнение контрактов самостоятельно, выезжая на объекты. Участвуем в работе проектного офиса портфеля проектов АИП созданного для контроля исполнения контрактов, где еженедельно происходит разбор рисков, изменений, нарушений сроков и стоимости проектов, которые попали в зону риска. Я лично еженедельно присутствую на этих «разборках» с использованием региональной цифровой платформы строительных сервисов, а сотрудники администрации ассоциации – по ВКС из офиса ассоциации.

По мнению главы «Сахалинстрой», государство сделало большую «ошибку», когда формально разделило строительную отрасль по видам деятельности и создало три самостоятельных Национальных объединения. Впоследствии частично была признана ошибка неправомерного разделения непрерывного процесса реализации проектов строительства и безболезненно «слили» Национальное объединение изыскателей (НОИЗ) и Национальное объединение проектировщиков (НОП) в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Следующим шагом должно стать создание Национального объединения саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей по аналогии, как и Минстрой России в государственном управлении.

Для того, чтобы этот процесс прошёл успешно, Валерий Мозолевский предлагает особое внимание уделить процессам нормативного регулирования в деятельности СРО и Нацобъединений. Среди необходимых стандартов называются такие:

  1. Стандарт построения эффективной модели саморегулируемой организации в строительстве. Документ должен содержать типовую структуру администрации и типовое штатное расписание исполнительного органа СРО и её органов управления, перечень их функций, прав и обязанностей и прочее.
  2. Регламент исполнения целей создания Национального объединения.
  3. Регламент исполнения целей деятельности СРО.
  4. Положение о взаимодействии СРО строителей с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, контрольными и надзорными органами, заказчиками для обеспечения государственных или муниципальных нужд в сфере строительства.
  5. Регламент взаимодействия двух и более саморегулируемых организаций в субъекте Российской Федерации между собой и с органами власти, управления и контроля.
  6. Стандарт о персонализации ответственности специалистов по организации строительства при исполнении договоров подряда.

А мы, в свою очередь, адресуем вопрос всем уважаемым читателям, специалистам строительного саморегулирования – согласны ли Вы с моделью, предлагаемой сахалинскими саморегуляторами и её неравнодушным лидером?