Устное народное творчество всегда было предметом гордости казахов.
Казахская степь славится не только богатой историей, которая восходит к самим сакам, но и красивыми, мелодичными песнями. Каждая песня, написанная тем или иным композитором, акыном и музыкантом, имеет свою историю создания: кто-то или что-то трогает творческую душу, и в результате на свет появляются композиции, которые любят и слушают веками.
«Самалтау» – песня, которую сейчас все называют народной, была написана в 1916 году, когда казахстанскую степь охватило национально-освободительное движение в связи с указом царя Николая II о мобилизации «инородцев» на тыловые работы, подробнее на сайте https://kzmp3.kz/music/kazahskie-pesni-2023.
Это песня казахского джигита, который не понимает, почему он должен покинуть родные земли. Интересно то, что местонахождение Самалтау, о котором поется в песне, так и не было установлено. Возможно, название аула джигита изменилось или же он так и не смог вернуться обратно.
«Дайдидау». Эта песня стала хитом после ее исполнения Димашем Кудайбергеном на конкурсе I am singer в Китае. Ее теперь напевают все фанаты Димаша. И недаром – песня действительно очень красива и мелодична. Ее называют народной, но у нее был автор. И этот автор – репрессированный в 1937 году по ложному обвинению в японском шпионаже поэт Магжан Жумабаев.
После расстрела Жумабаева его творчество было уничтожено, а его песни принято было считать народными. «Дайдидау» Магжан написал, находясь в концлагере, в одиночной камере. Это единственное произведение поэта, которое сохранилось за его восьмилетнее пребывание в тюрьме.
Постоянные пытки, издевательства, суровые условия, в которых изношенная одежда и обувь не спасают от мороза – в таких условиях была написана песня «Дайдидау». Она посвящена любимой жене Магжана Зулейхе Жумабаевой. «Дайдидау» чудом сохранилась в памяти народа – из года в год, начиная со времен сталинских концлагерей, казахи напевали эту песню и сумели передать ее потомкам.
«Елім-ай». Этой песне около 300 лет, она была написана Кожабергеном жырау в годы великого бедствия. «Елім-ай» была своеобразным гимном, призывающим казахов защищать родную землю от джунгар.
Эта песня – призыв; в ней есть все: и боль, и тоска, и шелест травы, и звуки домбры, и память народа о кровавых страницах нашей истории.
«Ақ бантик». Кто же не знает эту песню? Шамши – с трепетом вновь и вновь казахи повторяют это имя.
Каждая песня композитора Шамши Калдаякова имела свою историю, свое определенное название. Композитор даже обижался, если названия его песен и тексты искажали.
«Вам наверняка не понравится, если я неправильно назову имена ваших детей», – говорил он.
Третий секретарь обкома Каражан Абилазимов пригласил Шамши Калдаякова и Мухтара Шаханова на свою свадьбу. Они, не имея денег на подарок, решили подарить песню. Узнав, что невеста только окончила школу, назвали свою песню «Ақ бантик».
Казахская народная музыка имеет многовековую историю и тесно связана с казахским фольклором. Легенды, сказки и эпосы рассказывали под музыкальное сопровождение, и в основном, это были импровизации. Довольно долгое время музыкальные знания передавались от учителя к ученику устно, нотной грамоты в Казахстане не было. Но при этом были свои правила и ритмика. Исследователи выделяют в традиционной казахской музыке пяти- и семиступенчатые виды звукоряда и ритмической структуры.
Казахские музыкальные инструменты появились очень давно, и первоначально предназначались для подачи сигналов на охоте, во время кочевки, и для религиозных шаманских ритуалов. Самыми известными инструментами в Казахстане являются кобыз, домбра, дабыл, жетыген.