Работа над Стратегией-2030 показала неспособность консолидации экспертного сообщества и формирования долгосрочных планов
Свершилось чудо! Из коридоров власти пришла новость, что пресловутая Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом да 2035-го общей стоимостью в 150 триллионов рублей была одобрена в среду на заседании Правительства РФ. Комплексный документ призван синхронизировать планы властей в различных сферах строительства – от жилищного до промышленного и транспортного.
Стратегия уже давно превратилась в странного гальванизированного кадавра, которому многочисленные ведомства не дают лечь и наконец-то помереть естественной смертью. Казалось бы, уж сколько раз переписывали этот стратегический долгострой, сколько десятков миллионов рублей и сотен человеко-часов было затрачено на переписывание бессмысленной макулатуры.
И каждый раз высоколобые государственные мужи уверяли, что последний подход к снаряду уж точно станет финальным. И наконец-то, со дня на день строительная отрасль получит ключевой программный документ, после принятия которого взовьются в небо башенные краны, поднимутся строительные леса, стройплощадки наполнятся молодыми специалистами с горящими глазами, а счастливые новосёлы массово получат ключи от новеньких квартир.
Судя по всему, федеральным властям просто надоело и дальше кормить бесчисленные ведомства и общественные организации, которые занимались напряжённой работой над документом, так что в итоге было дано «добро». Что, в общем-то, и понятно – у Правительства страны сейчас голова болит о других, куда более актуальных вопросах. Да и само по себе долгосрочное планирование в наши дни выглядит, скорее, благим пожеланием, чем реальной возможностью.
Премьер-министр Михаил Мишустин даже назвал Стратегию «амбициозным и долгосрочным планом». И заявил, что документ детально описывает этапы достижения национальных целей, поставленных Главой государства. В первую очередь – обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также выполнение задач по повышению доступности жилья, улучшению качества городской среды, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и ряда других.
Представлял последнюю версию Стратегии вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Он напомнил, что документ доработан во исполнение поручения Президента России совместно с заинтересованными ведомствами и комиссией Государственного совета и до 15 ноября документ необходимо утвердить. По его словам, в нынешнем виде Стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства, включая жилищное, транспортное, инфраструктурное и промышленное, являясь первым отраслевым стратегическим документом.
Стратегия предусматривает два сценария: базовый и рисковый. В состав Стратегии входит семь основных направлений. Первое направление – это новая градостроительная политика. Она направлена на сбалансированное инфраструктурное развитие и раскрытие потенциала регионов. Предстоит определить точки роста, обеспечить связанность территорий и выстроить единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику в регионах, предусмотрев гибкое управление как градостроительным развитием населённых пунктов, так и развитием в целом.
Если от общих фраз «за всё хорошее против всего плохого» перейти к конкретным цифрам, то планы наших строительных стратегов выглядят следующим образом. Оставлена цифра в 120 миллионов квадратных метров – именно на такую ежегодную площадь нового жилья необходимо выйти к 2030 году. Для сравнения, в 2022 году объёмы сохраняются на прошлогоднем уровне – порядка 92,6 миллиона «квадратов».
Достичь этих амбициозных и долгосрочных целей планируют, сократив инвестиционно-строительный цикл (в частности, уменьшив число обязательных процедур с нынешних 100 до 32-х). Другая мера – увязать строительство с развитием производства стройматериалов за счёт поддержки этой сферы и контроля роста стоимости. И третья –нарастить градостроительный потенциал территорий с текущих 387-ми миллионов квадратных метров до 469-ти миллионов в 2030 году.
Также власти планируют вовлечение новых участков в оборот, обеспечение жилищного строительства инфраструктурой (в частности, за счёт инфраструктурных облигаций и бюджетных кредитов), развитие комплексной застройки территорий и стимулирование индивидуального жилищного строительства.
В качестве схем финансирования жилищного строительства ничего особо нового чиновники не предлагают, отводя ведущую роль всё той же ипотеке. Её продолжает стимулировать различными мерами господдержки, чтобы поддержать спрос. По словам Марата Хуснуллина, прирост ипотечного портфеля за три квартала 2022 года составил 1,29 триллиона рублей, что примерно на треть меньше, чем было годом ранее. Основную часть прироста обеспечивают именно льготные программы.
Общая цена вопроса реализации Стратегии, как уже сказано выше, оценивается в колоссальные 150.000.000.000.000 рублей. Разумеется, не разово, а до 2030 года. При этом большую часть суммы власти надеются найти в рамках частного партнёрства. Бюджетные расходы будут компенсироваться налоговыми и иными поступлениями от отрасли в размере 30-ти триллионов рублей.
Запуск Стратегии в жизнь не преминули жизнерадостно прокомментировать в Национальном объединении строителей. Глава НОСТРОЙ Антон Глушков не поленился напомнить, что ведомое им Нацобъединение стал одной из первых организаций, принявших участие в разработке, и ряд предложений тамошних экспертов учтены в финальной версии документа. Правда, о том, что ностроевский вариант был полностью забракован Минстроем России и переписан заново с нуля, Антон Николаевич предпочёл умолчать. Равно как и о сумме в несколько десятков миллионов рублей, которую вынули из бюджета Нацобъединения (считай – из взносов строителей) ради создания неудачного наброска проекта Стратегии.
Впрочем, приходится признать, что и уровень стратегического планирования в главном строительном ведомстве выглядит удручающе. Все предыдущие программные документы в итоге либо стали предметом для насмешек, либо откровенно отправились в мусорную корзину. Стратегия-2030 также показала неспособность консолидации экспертного сообщества и формирования долгосрочных планов.
Разумеется, можно кивать на частный характер отрасли, на стремительно меняющуюся экономическую и политическую ситуацию. Но почему-то другие государственные ведомства, хоть и не без трудностей, могут составлять и проводить в жизнь свои долгосрочные программы. Это и Минцифры с успешной цифровизацией, создавший много полезных и нужных сервисов, и Минэнерго, с кучей запущенных объектов в топливно-энергетическом комплексе, где эффективно действует государственно-частное партнёрство, и Минпромторг с Ростехом, буквально из пепла возродившие авиастроительную и судостроительную отрасль. Почему-то буксуют только управляющие структуры строительного комплекса…