Как превратить золу в дороги

0
147

Как превратить золу в дороги

Объемы золошлаков в России растут со скоростью 22 млн тонн в год. Сегодня их производят более 170 угольных ТЭЦ по всей стране, а площадь полигонов, построенных для хранения их отходов, достигает 28 тыс. га. Частично освободить эти земли для хозяйственного оборота позволят новые методы утилизации золошлаковых материалов, в том числе их использование в дорожном строительстве. Внедрение таких технологий проходит при поддержке Минстроя и Правительства России.

Возможности  применения золошлаков в строительстве обсудили на недавней встрече главы Минстроя РФ Ирека Файзуллина с руководством Сибирской генерирующей компании (СГК). В частности, были рассмотрены предложения по мерам стимулирования вторичного использования золошлаков и обеспечению инфраструктуры для их переработки.

Как отмечалось на встрече с министром, только один из видов золошлаков – зола уноса – может заместить до 20% объема цемента при производстве строительных материалов.

Зола уноса – это тонкодисперсный материал и наиболее опасный из вредных выбросов в атмосферу. Он образуется в результате сжигания углей в котлоагрегатах теплоэлектростанций и вместе с дымовыми газами собирается в золоулавливающих устройствах. По инициативе Минстроя России Сибирская генерирующая компания совместно с НИЦ «Строительство» и НИИЖБ им. А.А. Гвоздева изучают возможности  использования золы-уноса в современных бетонных смесях. Базовой площадкой для исследования выбрана Рефтинская ГРЭС в Свердловской области – вторая по мощности теплоэлектростанция в России после Сургутской ГРЭС-2 и крупнейшая по объемам генерации тепла  на твердом топливе. Соответственно, Рефтинская ГРЭС – и самый мощный в стране производитель золы-уноса с объемом выбросов до 4,5 млн тонн в год.

Первый в России комплексный проект по переработке золы угольных тепловых электростанций был разработан в Росатоме. Его представили в 2020 году АО «Русатом Инфраструктурные решения» и АО «Русатом Гринвэй» – структуры госкорпорации в сферах теплоэнергетики и обращения с отходами I-V классов опасности. А первой в стране площадкой, где была реализована пилотная технология, стал золоотвал Северской ТЭЦ в Томской области.

Одна из новых инициатив, обсуждаемых в Минстрое, предполагает включение стройматериалов на основе золошлаков в ресурсный перечень для крупных инфраструктурных объектов. Для этого потребуется доработка нормативных документов по применению золошлаков в строительстве. Хотя сама по себе идея далеко не нова.

«В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и внедрены ведомственные строительные нормы ВСН 185-75 по использованию зол уноса и золошлаковых смесей, получаемых от сжигания каменных и бурых углей и торфа. С учетом особенностей климата и распространенности ТЭС по всей стране, такой материал был доступен повсеместно и в больших объемах», – рассказал Евгений Гайнулин, главный эксперт проекта Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

В дорожном строительстве, по словам эксперта, применение зол уноса и золошлаковых смесей широко применялось в конструкциях дорожных одежд. Например, минеральный порошок в щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесях заменялся золой уноса.

«Золошлаковые смеси, укрепленные цементом, известью и доменными шлаками использовали в нижних слоях конструкций дорожных одежд, — уточняет Евгений Гайнулин. – Особенностью данного материала, в отличие от применения классического портландцемента в конструкциях дорожной одежды, является продолжающийся во времени набор прочности конструктивного слоя после достижения заданных параметров».

Иначе говоря, золошлаки потенциально способны сделать дороги не только дешевле, но и долговечнее. Но, очевидно, их время еще не пришло. Или уже ушло?

 «По истечении 40 лет методики применения золы-уноса и золошлаковых смесей были обновлены, но широкого применения они так и не получили», – пояснил Евгений Гайнулин.

Подробнее о действующих отраслевых дорожных методиках (ОДМ) и нормативных требованиях к золошлакам рассказал Нияз Зайнутдинов, главный эксперт проекта отдела комплексной экспертизы Крымского филиала Главгосэкспертизы. «Согласно ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве»,  сегодня для проектирования и строительства рекомендуются пять видов применения золошлаковой смеси и золошлаков, в том числе для земляного полотна автомобильных дорог;  дополнительных слоев оснований дорожных одежд автомобильных дорог; слоев дорожных одежд из золошлаковой смеси, укрепленной минеральными вяжущими; слоев дорожных одежд из обработанных материалов и укрепленных грунтов с применением золошлаков; слоев дорожных одежд из асфальтобетонных и органоминеральных смесей, приготовленных с применением золошлаков», – отметил эксперт.

Что касается сметных нормативов для применения золы-уноса и других отходов сгорания твердого топлива, то и здесь барьеров для их внедрения в строительной практике не существует.

«Технологии, предусмотренные сметными нормами на устройство оснований дорог и дорожных покрытий, как правило, универсальны и не ограничивают применение новых материалов, в том числе и золошлаковых», – отметил Роман Карпов, заместитель начальника Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы России.

Стоит также отметить, что в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года был подготовлен «Комплексный план утилизации отходов угольных электростанций и котельных». Он  утвержден Распоряжением Правительства РФ №1557-р от 15 июня 2022 года. План содержит 12 межотраслевых мероприятий, направленных на создание экономических предпосылок и нормативное стимулирование применения золошлаков ТЭС и котельных в качестве вторичного сырья.

Таким образом, правительство установило целевой показатель по увеличению доли утилизируемых золошлаков: к 2024 году – 15%  и к 2035 году – 50% от годового объема образования подобных отходов в России.

«В результате реализации плана в хозяйственном обороте останется до 3 тыс. га земель, то есть исчезнет необходимость их использования для размещения отходов. Вторичное применение золошлакового сырья заместит до 15 млн т природных ресурсов ежегодно и предотвратит выброс до 6 млн т парниковых газов. Кроме того, до 2035 года угольные ТЭС сэкономят до 60 млрд рублей в связи с исключением необходимости расширения емкостей золоотвалов», – так вице-премьер Александр Новак прокомментировал экологическую и экономическую отдачу принимаемых мер.