Коммунальный «жабогадюкинг»

0
132

Региональные Фонды капитального ремонта сойдутся в сражении с управляющими компаниями за деньги жильцов многоквартирных домов

Коммунальный «жабогадюкинг»

Собранные в принудительном порядке и лежащие «про запас» деньги всегда вызывают нездоровое любопытство. И нет – это мы сейчас не про компенсационные фонды саморегулируемых организаций, которые любой депутат, впервые услышавший об их существовании, прекрасно знает, как поделить и заставить работать на благо общества. Речь о средствах, собираемых в фонды капитального ремонта.

Если ещё недавно единственным их законным распорядителем был ФКР, то с некоторых пол на поляну, расталкивая всех окружающих локтями, активно полезли управляющие компании. Благо действовать на своём поле им было удобно и комфортно. Пока забюрократизированный Фонд капремонта с кучей отчётов и проверок ворочает своими шестерёнками, шустрые «управляшки» быстро начали прибирать денежки к рукам.

Дело в том, что, помимо индивидуальных спецсчетов для каждого дома, деньги могут собирать в «общий котел» региональных операторов (куда попадают средства от жильцов многих МКД, и здания ремонтируют по очереди). Как именно это делать, решают при голосовании собственников квартир. Примерно каждый 10-й дом в стране пользуется спецсчетом.

Владельцы порядка 32% спецсчетов – это УК, ещё примерно по 34% – товарищества собственников жилья и региональные операторы. Такие данные приводят «Известия» со ссылкой на эксперта общественного совета при Минстрое России, руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирину Генцлер.

Фактически, чтобы получить контроль над спецсчётом, управляющей компании достаточно продавить выгодное решение на чисто формальном общем собрании. Большинство замордованных бытом жильцов такие мероприятия игнорирует, полагая, что ничего полезного там всё равно добиться невозможно, поэтому на мероприятие достаточно созвать трёх глухих пенсионерок и парочку «замотивированных активистов».

А дальше дело в шляпе – сам принимаю решение, какие работы выполнять, сам нанимаю знакомого «субчика», без всяких конкурсов. А то и вовсе создаю карманного подрядчика ООО «Рога и копыта», через которого денежки уплывают в неизвестном направлении. Сам принимаю работу на правах техзаказчика. В лучшем случае «управляшки» наймут трудолюбивого Равшана с Джамшутом, которые чисто символически немного подшаманят стены в подъезде. В худшем – просто переложат деньги из левого кармана в правый.

Понятно, что при этом нет ни контроля, ни гарантий качества, ни вообще каких-либо обязательств. В итоге может сложиться неприятная ситуация, когда окажется, что жилой фонд обветшал, а денежки, долго и неохотно собираемые жильцами, уже уплыли в неизвестном направлении.

Для региональных властей и муниципалитетов такой порядок тоже доставляет лишнюю головную боль. Одно дело – присматривать за единственным местным ФКРом и его пулом подрядчиков (где, разумеется, тоже работают далеко не ангелы), и совсем другое – проследить за разношёрстным множеством «управляшек» с их спецсчетами и бригадами. Обеспокоенность регионалов разделяют и в Минстрое. Точнее, пока в Общественном совете при министерстве.

По итогам обсуждения, общественники направили в главное строительное ведомство проект закона, согласно которому предлагается запретить коммерческим структурам, то есть управляющим компаниям, управлять спецсчетами, на которые собирают средства на капремонт. Аргументация очевидна – управляющие компании зачастую нанимают ремонтников по завышенным ценам или переводят деньги подставным фирмам, которые вовсе не приступают к работам, возможность контроля все этой управляющей вольницы сомнительна.

В проекте закона декларируется, что средства должны находиться либо в управлении ТСЖ, либо у региональных операторов капремонта. Пока о позиции Минстроя не сообщается, но уже очевидно, что битва за деньги жильцов грядёт серьёзная. Управляющие компании не собираются отдавать свои «кровно завоёванные» денежки ФКРам и терять стабильный источник пополнения кошелька.

Отдельные эксперты уже выступили со своей критикой в адрес предложения. Например, генеральный директор ПАО «ГИТ» Валерий Ковалёв сказал, что цель авторов законопроекта – обвинить во всех смертных грехах и срыве программ капремонта управляющие компании. А директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая прямо заявила, что инициатива направлена на попытку ФКРов прибрать спецсчета к своим рукам.

С точки зрения нашей редакции, война ФКРов с УКашками за деньги жильцов достаточно точно описывается классической метафорой: «Битва жабы с гадюкой». А как думаете Вы, дорогие наши читатели? Что будет меньшим злом – разрешить управляющим компаниям и дальше проводить ремонты по своему усмотрению или всё-таки лишить их таких полномочий, полностью доверив все процессы фондам капремонта?