После формирования законодательной базы в растущем сегменте рынка ожидается ужесточение с целью ликвидации существующей практики самостоятельного строительства…
Министерство строительства и ЖКХ РФ разместило на официальном портале для публикации нормативных правовых актов проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Документ получил идентификационный номер 01/05/07-23/00140141, в качестве его соисполнителей указаны сразу четыре федеральных ведомства – Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг.
Как сказано в пояснительной записке, проект разработан Минстроем во исполнение подпункта «б» пункта 4 перечня поручения Президента России Владимира Путина по итогам совещания по вопросам лесопромышленного комплекса страны от 22 марта 2023 года № Пр-562 и пункта 20 перечня поручений заместителя председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко от 30 марта 2023 года № ВА-П9-4520.
Его целями названо установления порядка налогообложения услуг, оказываемых подрядными организациями, осуществляющими строительство индивидуальных жилых домов с применением счетов эскроу, аналогично порядку налогообложения застройщиков, осуществляющих привлечение средств граждан по договорам участия в долевом строительстве.
Согласно подпункту 231 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, услуги застройщика оплачиваются на основании договора участия в долевом строительстве, заключённого в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Учитывая, что целью деятельности как подрядчика по договору строительство подряда, так и вышеуказанного застройщика по договору участия в долевом строительстве является жилищное строительство, законопроект обеспечивает включение услуг подрядчика по договору строительного подряда для строительства индивидуального жилого дома, предусматривающего осуществление расчётов с использованием счетов эскроу, в перечень услуг, которые не облагаются НДС.
Принятие законопроекта направлено на снижение стоимости объектов индивидуального жилищного строительства, и, как следствие, на повышение доступности возведения таких объектов для граждан Российской Федерации.
Документ не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Отмечается, что законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Таким образом, Правительство настойчиво продолжает курс на взятие под контроль индивидуального жилищного строительства. Формируется необходимая законодательная база для работы юридических лиц в этом сегменте рынка, после чего, скорее всего, будут создаваться ужесточения с целью ликвидации ныне существующей практики самостоятельного строительства.