Завлечь молодое поколение на стройки, даже сделав их стильными и модными, сегодня вряд ли получится…
В Министерстве строительства и ЖКХ РФ вновь заговорили о повышении престижа профессии строителя. На сей раз ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России, помощник министра Светлана Кузьменко поделилась своими чаяниями в большом интервью журналу «Вестник строительства». По мнению Светланы Петровны, решение кадровых вопросов неразрывно связано с повышением престижа строительных профессий, улучшением имиджа отрасли в молодёжной среде и в обществе в целом, ранней профориентацией.
То бишь, стройка, как и война в известной песне, должна стать делом молодых (лекарством против морщин). Руководители страны неоднократно называют строительную отрасль локомотивом экономики, потому что она позволяет развиваться многим смежным отраслям. Ведомства пишут программы и стратегии на десятилетия вперёд, топ-менеджеры строительных корпораций и функционеры Нацобъединений дружно заявляют о дефиците кадров.
Но молодёжь к этим призывам относится, мягко говоря, с прохладцей. Слова о локомотиве выглядят не вполне искренними, если посмотреть на список отраслей, которые фактически приносят основной вклад в ВВП России – там находим нефтегаз, металлургию, оружейный бизнес, с некоторых пор ещё и сельское хозяйство. При том, что стройка продолжает оставаться ориентированной исключительно на внутренней рынок и, по факту, глубоко дотационной, завязанной на льготные ипотеки, маткапиталы, госзаказ и прочую помощь от государства, поток которой может прекратиться в любой момент, когда это будет сочтено необходимым. Вот, к примеру, непотопляемый Виталий Мутко уже заявляет, что пора «отключаться» от программы льготного ипотечного кредитования.
Слова о каком-то особом престиже профессии тоже звучат наивно. Особенно на фоне кампании по завозу гастарбайтеров и привлечения заключённых. Всему этому негативному информационному шуму сопутствуют объективно тяжёлые условия труда, унизительно низкая оплата, большая материальная ответственность, постоянно меняющаяся нормативная база и высокий порог вхождения. Сочетание факторов не самое лучшее. Молодёжь закономерно выбирает высокопрестижную работу в силовых структурах, всё ещё популярное IT или профессии, так или иначе связанные с дизайном, маркетингом, медиа-бизнесом.
По мнению чиновников, решить проблему можно за счёт качественного пиара. Мол, достаточно хорошенько разъяснить молодым людям, какое будущее они могут спроектировать для себя в парадигме глобальных планов по развитию отрасли. Госпожа Кузьменко так рассуждает:
Стройку надо «сделать модной», привлечь внимание и детей, и взрослых. Они должны знать обо всём многообразии профессий, об их востребованности, дельте профессионального роста и так далее. Понимать, что стройка – это и кладка кирпича, и информационные технологии.
Чтобы выбрать путь строителя, ребята должны быть уверены, что смогут иметь хороший доход и перспективы. Далее представительница главного строительного ведомства несколько парадоксально делает переход к независимой оценке квалификации. Дескать, уважение к стройке будет тогда, когда на стройплощадках будут работать только квалифицированные специалисты. А НОК с НРС как раз и станут таким фильтром, призванным отделять образованных и опытных агнцев от безграмотных козлищ. Очень интересны взгляд. Неужели система, которая с точки зрения самих инженеров является ещё одним админбарьером и ещё одним денежным сбором, каким-то образом сможет сделать профессию более стильной-модной-молодёжной?
Более привычно звучат другие предложения для популяризации стройки: конкурсы профмастерства, состязания проектов архитекторов и ТИМ-специалистов. Здесь, считают чиновники, тоже есть поле для работы – выходить на целевую аудиторию нужно не в вузах, а гораздо раньше.
В качестве примера приводится образовательный проект «Я – строитель будущего!», который проводит Общественный совет при взаимодействии с Минстроем. Ребятам рассказывают о жизни отрасли: как строят дома, как организуют пространство, как работает система коммунального хозяйства. К участию привлекают представителей ведущих девелоперов, строителей, архитекторов. В мае проект вошёл в план мероприятий Правительства РФ по реализации программы «Десятилетие детства».
Вот даже создали некий Детский общественный совет под эгидой Совета взрослого. Идею эту изначально предложил председатель Общественного совета Сергей Степашин и активно поддержал глава Минстроя Ирек Файзуллин.
Фонд содействия реформированию ЖКХ разработал обучающий курс и выпустил учебное пособие «Основы энергосбережения и экологической безопасности» (издательство «Просвещение»). Курс внедрён в учебную программу в регионах России. Проведён IV Всероссийский киберспортивный турнир по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА» для учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций из всех регионов России от 12-ти до 17-ти лет. Количество зарегистрированных участников – 7.000 учащихся из более, чем 60-ти регионов России. В течение года проводились квесты по профессиям в сфере строительства и ЖКХ. Работает отраслевая школа для детей и подростков на базе детских лагерей отдыха.
В общем, работа спорится. Другое дело, насколько все эти инициативы возымеют эффект? Создаётся впечатление, что люди, продвигающие в Минстрое молодёжно-строительную повестку, сами вспоминают свои юные годы, пионерию и комсомол, детские лагеря, костры и игру «Зарница». Агитация и пропаганда правильных вещей, рассчитанная на подрастающее поколение, действительно, вещь полезная.
Но и здесь есть свои нюансы. В советские времена хоть и высоко ставили агитационную работу, но при этом не забывали важный тезис отцов-основателей марксистко-ленинского учения, о том, что бытие определяет сознание. И наше нынешнее капиталистическое бытие, с живущими в вагончиках гастарбайтерами, строителями-уголовниками и копеечными окладами неизбежно будет побивать любые жизнерадостные агитки с розовыми пони и умными городами. Поднять молодое поколение под лозунгом «Нам хлеба не надо – работу давай!» сегодня вряд ли получится.
В общем, как ни цинично звучит, но самая лучшая агитация – это агитация рублём. А вот её-то Минстрой предложить и не может.