В регионах призывают федеральные власти пока ещё не поздно восполнить огромный ущерб проектным и строительным организациям, нанесённый сомнительными конкурсными процедурами
Последние несколько лет строители во многих российских регионах, кроме объективных общероссийских проблем, столкнулись с субъективными местными, которые при ближайшем рассмотрении являются следствием управленческих проблем и принимаемых в настоящее время решений.
По мнению экспертов, в связи с многолетним размещением государственных и муниципальных заказов на строительный подряд и проектно-изыскательские работы посредством электронных аукционов, где единственным критерием отбора является цена, нанесён огромный ущерб проектным и строительным организациям, работающим в этой сфере. Всем прекрасно известно, что в таких конкурсных процедурах чаще всего выигрывают фирмы, у которых, кроме допуска СРО и двух сотрудников, включённых в реестр специалистов, ничего нет: ни опыта, ни техники, ни квалифицированного персонала.
Поэтому результат исполнения подобных контрактов зачастую получается плачевным. Горе-победители пытаются выполнить подряд с минимальными затратами, игнорируя качественные характеристики и характеристики безопасности. В результате государственные и муниципальные заказчики по завершении срока контракта вынуждены очень часто констатировать неисполнение контракта или принимать некачественные работы с надеждой как-то их доработать в будущем.
Отсутствие гарантированного портфеля заказов даже на ближайший год вынудило добросовестные организации до минимума снизить постоянные затраты: сократить штаты специалистов, уменьшить зарплаты оставшимся, прекратить развитие материально-технической базы, повышение квалификации. Это, в свою очередь, привело к снижению качества выполняемых работ и увеличению сроков их выполнения.
В то же время, если в конкурсных процедурах выигрывают иногородние проектировщики и строители, то это, как правило, микропредприятия, созданные года два назад, ну, максимум пять лет, без необходимого персонала и материальной базы. Они, как правило, пытаются найти субподрядчиков – и круг замыкается.
Если ситуация с методами отбора подрядчиков в ближайшее время не изменится, то многие регионы могут столкнуться с невозможностью выполнения национальных проектов. В частности, среди таких субъектов можно назвать Кировскую область, где строительная отрасль вместо эффективного развития несёт убытки и находится в стагнации. Так считают члены Ассоциации «Союз строителей Кировской области» и СРО «Объединение строителей Кировской области», которые изложили свою позицию в письме на имя заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина.
Кировские строители и саморегуляторы предлагают принять срочные меры по поддержке отрасли региона, иначе национальные проекты будут неисполнимы, потому что компетенции, которыми сейчас обладают строительные и проектные организации, будут утеряны. Впрочем, безусловно, аналогичные меры будут полезны и для других субъектов.
Среди предложений главным лейтмотивом звучит идея обязать государственных и муниципальных заказчиков размещать заказы на проектно-изыскательские работы и строительство только с помощью открытых конкурсов. При этом применять основными нестоимостными критериями «Опыт работы» и «Наличие квалифицированных кадров».
Для возможности планирования и развития генподрядчиков по проектированию и строительству социальных объектов и объектов городской инфраструктуры формировать закупки следующим образом:
- В состав лота включать несколько однотипных объектов строительства (например, реконструкция систем водоснабжения нескольких населённых пунктов) с графиком выполнения – 1 объект в год на 5 лет. Это позволит подрядчикам планировать свою работу на несколько лет вперёд, развивая необходимые компетенции и ресурсы. При этом оплачивать проектные и строительно-монтажные работы поэтапно, на основании актов выполненных работ по государственным расценкам, действующим на момент сдачи работ.
- В договоры подряда включать авансирование в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 505 от 29 марта 2022 года и оплачивать выполненные работы по законченным этапам проектирования и строительства.
- Обязать заказчиков не включать стоимость государственной экспертизы в контракт, а получив разработанную проектную документацию и проверив её на соответствие техническому заданию и нормативным документам, направлять в государственную экспертизу и оплачивать по договору с экспертизой.
- Определять сроки исполнения контрактов, руководствуясь нормативными сроками, а, не исходя из бюджетного финансирования. Предусмотреть, что контракт, заключённый в текущем календарном году, может быть переходящим на следующий календарный год. Проводить конкурсные процедуры на текущий год не позднее февраля.
- Разработать критерии отбора генподрядчиков на строительные и проектно-изыскательские работы, с которыми будут заключаться договоры подряда как с единственными поставщиками.
С полным текстом открытого письма кировских строителей и саморегуляторов можно ознакомиться ниже.
Открытое письмо заместителю председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллину