Главе НОСТРОЙ перед проведением своей «прямой линии со СРО-народом» стоило бы заглянуть в актуальную версию Стратегии развития стройотрасли…
Национальное объединение строителей предлагает передать саморегулируемым организациям часть функций государственного строительного надзора. Такую идею высказал глава НОСТРОЙ Антон Глушков в рамках так называемого Всероссийского селекторного совещания с руководителями СРО.
Мероприятие прошло в прошлую пятницу, 19 ноября, и стало очередной инициативой ностроевского руководства. Организовано оно было в формате видеоконференции с элементами прямой линии. На видеосвязи с Москвой находилось более 300 человек из почти 200 СРО из всех федеральных округов. Встречу провели с помпой и, судя по всему, с немалыми расходами на освещение в российских СМИ. Даже модератором пригласили журналистку ТАСС Елену Мишину, которая в информационном агентстве освещает направление «Жильё и городская среда».
В общем, получилась своего рода карликовая «прямая линия с президентом», в ходе которой глава Нацобъединения косплеил Главу сверхдержавы и отвечал на вопросы жаждущих и страждущих, не уставая параллельно сыпать домашними заготовками. Вопросы были как собранные заранее, так и заданные в прямом эфире. Их сгруппировали по девяти тематическим блокам. Речь шла о закупках в строительстве, техническом регулировании и охране труда, ценообразовании и цифровизации, повышение квалификации строительных кадров, организации деятельности СРО и взаимодействии с различными организациями и ведомствами по отраслевым вопросам, а также о законодательных инициативах со стороны профсообщества и внесении изменений в существующие требования и регламенты.
Среди ярких креативов прозвучала и идея делегировать СРО государственные функции строительного надзора. По мнению господина Глушкова, такая идея заложена в Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года. Многострадальный документ, если верить Минстрою России, будет доработан до конца 2021 года, а принять саму Стратегию – не позднее февраля 2022 года. Сказал же Антон Николаевич следующее:
В рамках реформы надзорно-контрольной (контрольно-надзорной) деятельности у нас есть предложение о том, чтобы по объектам низкой стоимости первого или второго уровня нашей ответственности отказаться от государственного строительного надзора (ГСН) и заменить его исключительно проверками СРО.
Правда, тут же добавил, что этот вопрос – предмет отдельной дискуссии, поскольку необходимо обсудить, насколько саморегуляторы готовы технически, материально и численно участвовать в этом процессе.
Как пишет «Строительная газета» со ссылкой на выступление своего патрона, этот шаг увеличит объём работ, выполняемых СРО (?!), однако «позволит перераспределить полномочия по контролю и надзору между государством и саморегулируемыми организациями для малых предприятий с первым и вторым уровнем ответственности», а также внедрить переход от разрешительного порядка осуществления деятельности для членов СРО к уведомительному.
Мягко говоря, странно выглядит фраза про объёмы работы, выполняемых саморегуляторами, как будто речь идёт про сами подрядные организации. Но в целом, мысль Антона Николаевича понятна – работы для аппаратов СРО станет больше, а значит, взносы возрастут. Интереснее другое – что же именно натолкнуло его на столь оригинальную идею?
В актуальном варианте Стратегии-2030, действительно, есть раздел «6.11 Реформирование контрольно-надзорной деятельности в строительстве». Однако ни одного слова про саморегулируемые организации в этом разделе (занимающим, кстати, всего две странички не слишком плотного текста) нет.
А есть там такие идеи:
- сокращение предмета государственного строительного надзора до надзора за проведением строительного контроля;
- сокращение объектов, при строительстве, реконструкции которых осуществляется государственный строительный надзор;
- введение аттестации лиц, проводящих строительный контроль;
- создание системы специализированных федеральных учреждений для проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета, а также специализированных региональных учреждений для проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета;
- создание условий для взаимодействия всех контролируемых лиц и органов регионального государственного строительного надзора посредством единого информационного пространства строительного надзора.
И тому подобное. В общем, речи о том, чтобы передавать государственные полномочия общественным организациям, – нет и в помине. Максимум, разработчики говорят про определённые модификации системы государственного контроля и надзора и её цифровизации, чтобы меньше мучить проверками подрядчиков.
Возможно, Антон Николаевич перепутал с первым, ностроевским вариантом Стратегии, который целиком состоял из хотелок Нацобъединения и застройщиков и, на самом деле, предполагал подобное расширение полномочий? Но если так, то перед проведением своей «прямой линии с народом» стоило бы заглянуть в актуальную версию Стратегии. Или уже не ссылаться на неё, во избежание конфуза.