Красноярский ФКР вступил в проектную СРО. Чтобы выкручиваться с документацией или рисовать проекты, заточенные под конкретных «прикормленных» подрядчиков?
В Красноярском крае, вотчине главы НОСТРОЙ Антона Глушкова, общественность бьёт тревогу – региональный Фонд капремонта фиксирует резкий отток подрядчиков, желавших ранее выполнять работу по ремонту многоквартирных домов.
Значительная часть объявленных в этом году аукционов уже признаны несостоявшимися. В начале года проведены 650 конкурсов на выполнение работ, по их итогам договоры заключены на 72 объекта. При этом до конца года в крае должны быть выполнены работы в 1.159-ти домах. Цифры для города-миллионника, одного из крупнейших административных центров Восточной Сибири, аховые, если не сказать хуже.
В середине июня наши коллеги с портала babr24 писали о состоявшейся встрече руководства ФКР с общественностью. Обсуждение проходило под председательством депутата краевого Законодательного Собрания Алексея Кулеша на тематической площадке регионального отделения Общероссийского народного фронта «Жильё и городская среда». Среди участников – эксперты ОНФ, представители профильного министерства, надзорных органов, подрядных организаций. Мероприятие носило психотерапевтический характер и было призвано успокоить население – мол, не так уж у нас всё и плохо, как говорят злые языки. Получалось не очень.
Генеральный директор регионального Фонда капитального ремонта Михаил Попелышев представил бодрые отчёт, согласно которым в рамках реализации краткосрочного плана 2020-2022 годов выполнен ремонт более, чем в двух тысячах домов края. С начала сего года отремонтировали уже 322 дома. В 527-ми домах работы продолжаются и находятся в разной стадии выполнения.
Кроме того, 31 мая краевая администрация утвердила краткосрочный план на 2023-2025 годы. Планом предусмотрено большое количество домов с достаточно сложным видом ремонта – инженерных сетей.
Общий итог мероприятия – в 2022-м ФКР должен удержать наметившуюся в прошлом году положительную динамику реализации программы капитального ремонта и завершить все запланированные работы на объектах, а также провести конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций по разработке проектно-сметной документации по объектам, включённым в краткосрочный план 2023-2025 годов.
Однако пока начальство рапортует о «положительной динамике», критики прямо обвиняют региональный ФКР в сомнительных манипуляциях и «схематозах». Так, в конце июля депутат местного Законодательного Собрания Александр Глисков сообщил в своём Телеграм-канале, что Фонд капремонта решил работать по схеме, отработанной на красноярском метро. По словам господина Глискова, среди подрядчиков капитального ремонта будут распределяться авансы. А вот определять – кто достоин авансирования, а кто нет – будет специальная комиссия!
Александр Александрович оформил свои претензии документально, приложил данные последних аукционов и информацию о выполненных работах и обратился в антимонопольную службу. А заодно – в прокуратуру края, требуя проверить работу организации.
Возмущение у парламентария вызвал и тот факт, что ФКР стал членом СРО по проектированию:
Краевой Фонд капремонта новый схематоз придумал. Они теперь члены СРО по проектированию. Как я понимаю, теперь Фонд сам у себя будет получать подряды на разработку проектов ремонтов. Закладывать в них «правильные» материалы и «правильные» цены для «правильных» подрядчиков. Тем самым обходить требование о прохождении госэкспертизы. Потом «правильные» подрядчики выигрывают в «правильных» аукционах, получают 80 процентов аванса, и вот вам готовое «дело Митволя».
Доля логики в этом есть. Одно дело, когда членство в СРО нужно Фонду для того, чтобы выполнять функции техзаказчика и совсем другое – если, действительно, в ФКР будут сами себе рисовать проекты, заточенные под конкретных «прикормленных» подрядчиков.
Впрочем, существует и иное объяснение всех «схематозов», помимо привычных коррупционных практик. Как известно, рост ценников на сырьё привёл к тому, что стоимость договоров резко выросла. Добиваться их пересмотра в рамках предложенного российским Правительством механизма – задача крайне нетривиальная и мало реализуемая на практике. Подрядчики разбегаются. В прошлом году этим видом деятельности в регионе занимались более 70-ти организации, в текущем – только 45. Вот и приходится выкручиваться, самостоятельно работая с проектной документацией и как-то консолидируя лояльных подрядчиков. И если не применять «схематоз», то вполне можно получить «коматоз» всей программы по капремонту ФКР в огромном регионе.