Не увидим ли мы на уровне министерства повторения того, чем занимаются их младшие собратья-ностроевцы, заключая бесконечные соглашения и не предпринимая никаких попыток их выполнять?
Министерство строительства и ЖКХ РФ в этом месяце проявило немалую активность в выстраивании международных связей. В один и тот же день 16 ноября на официальном сайте Минстроя появились сразу три меморандума о сотрудничестве министерства со своими коллегами за границей: с минстроями Республики Узбекистан, Туркменистана и Сирийской Народной Республики.
География договорённостей выглядит вполне логично. Две постсоветские республики являются для российских компаний традиционными поставщиками трудовых мигрантов, а между Сирией и Россией выстроены тесные партнёрские отношения, как военно-политические, так и экономические. Это и совместные проекты в нефтегазовой отрасли, и масштабное строительство в разорённой войной стране.
Вопреки ожиданию, тексты всех трёх меморандумов не набраны под копирку, а существенно отличаются.
С Туркменистаном намечено решать такой круг вопросов:
- содействие двустороннему обмену информацией по внедрению инновационных технологий в строительной отрасли и в области цифровизации;
- сотрудничество в сфере разработки сметно-нормативных документов в строительстве и совершенствования системы ценообразования;
- обмен информацией и опытом работы в части совершенствования строительных нормативных документов в строительстве;
- получение и внедрение актуальной сметно-нормативной базы Российской Федерации в качестве донорской базы;
- обмен информацией и опытом работы со сметно-нормативной базой Российской Федерации;
- взаимодействие по вопросам сейсмостойкого строительства;
- определение новых направлений и сфер взаимовыгодного сотрудничества.
В общем, практически все те же темы, что стоят на повестке дня у отечественных строительных компаний. Если не знать, что речь идёт про нашего соседа, то список выглядит как повестка заседания на круглом столе где-нибудь в Российском союзе строителей или Торгово-промышленной палате.
Для Узбекистана текст выглядит похоже, но короче и более обобщённо. Обе стороны планируют сотрудничать по вопросам:
- градостроительной деятельности, архитектуры, градостроительного зонирования, планирования территории;
- городской среды;
- ценообразования в строительстве;
- совершенствования строительных норм и стандартов;
- внедрения современных инновационных технологии и международных норм в сфере строительства.
А вот совместный документ с Сирией получился самым конкретизированным и продуктивным. В нём приведён список из 12-ти пунктов, по котором намечено сотрудничество:
- Технологии быстровозводимых зданий (системы унификации зданий).
- Перспективное планирование возведения и содержания общественных зданий и сооружений.
- Содействие применению наиболее эффективных решений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности государственными органами и организациями, осуществляющими их ведение.
- Планирование в сфере инфраструктурного развития и жилищного строительства.
- Стратегии планирования, финансирования и возведения жилья для лиц с низким уровнем дохода и различных мер жилищного обеспечения, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
- Технические требования и нормативно-правовое регулирование в сфере инфраструктурного развития и жилищного строительства.
- Повышение качества жилищного фонда.
- Развитие территорий и инвестиции в объекты капитального строительства.
- Технические исследования, инженерное консультирование, договоры подряда и международные тендеры.
- Сотрудничество в технической сфере и развитие информационных технологий;
- Технические требования к строительному проектированию, строительным материалам, сейсмической защите зданий.
- Развитие обучения, особенно в области жилищного строительства.
Стоит отметить, что этот последний документ содержит и конкретные шаги по воплощению в жизнь. В нём декларируется создание рабочей группы для координации совместной работы. В остальных двух меморандумах Минстрой России ограничивается общими формулировками о том, что «сотрудничество будет осуществляться в соответствие с программой сотрудничества», которую, понятно, ещё только предстоит разработать.
В общем, остаётся только гадать, чем вдруг вызвана такая активность министерства на международной арене, тем более, что раньше подобных шагов за Минстроем не замечалось. Возможно, что речь идёт о выполнении вполне чётких установок из федерального центра. В последние годы в мире всё быстрее формируются замкнутые страновые кластеры со своими общими экономическими системами, а нынешний военно-политический кризис только ускорил эти процессы.
Для России партнёрами органично являются страны постсоветского пространства и военно-политические союзники на Ближнем Востоке. В рамках такой логики выглядят вполне логично попытки на государственном уровне создать единое экономическое и технологическое пространство, с общими системами техрегулирования, а также наращиванием взаимных инвестиций и деловых связей.
Вот только способен ли к выполнению этих задач Минстрой в его современном формате? Не увидим ли мы на уровне министерства повторения того, чем занимаются их младшие собратья-ностроевцы на российских просторах, заключая бесконечные соглашения с главами регионов и не предпринимая никаких попыток их выполнять?
Из Кремля уже не раз и не два доносились призывы к российским строителям выходить на международную арену. Пока выглядит примерно, как попытки мамы заставить мальчика-ботаника сходить поиграть в футбол с дворовыми мальчишками. Бизнес, привыкший кое-как выживать у себя дома, к увеличению масштабов явно не готов. А чиновники зачастую воспринимают международную активность как комфортабельные покатушки на многочисленные выставки да форумы за казённый кошт.
Насколько серьёзным может оказаться нынешний курс по налаживанию экономических связей в зарубежье ближнем и не очень, мы скоро поймём на практике, в зависимости от дальнейших шагов ведомства.