На госстройки придёт «электронадзор»?

0
103

Судя по всему, заказчиков и генподрядчиков хотят обязать сдавать ещё один отчётик, который будет фиксироваться в некоей общероссийской базе данных

На госстройки придёт «электронадзор»?

Российские власти намерены применить своё излюбленное средство для борьбы с воровством денег на бюджетных стройках. Как наверняка понял догадливый читатель, мы говорим о цифровизации. Инновацию предлагает Минстрой России. По замыслу главного строительного ведомства, чтобы прижать к ногтю расхитителей госкапиталистической собственности, потребуется внедрить систему мониторинга строительства объектов с бюджетным финансированием.

Эксперты ведомства уже подготовили проект постановления, в котором описали основные механизмы. Денежки на разработку и внедрение предлагают выделить в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), а сам мониторинг организовать в системе «Электронный бюджет». По оптимистичным прикидкам минстроевцев, запускать электронадзор можно хоть со следующего года.

В Аппарате заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина рассказывают, что сейчас идёт подготовка нормативных актов и информационно-технического обеспечения для мониторинга госстроек, а также «в пилотном режиме проводится апробация».

Особых подробностей, как и что будет работать, впрочем, не сообщают, ограничиваясь общими принципами. Так, разработчики уверяют, что система позволит получать в режиме реального времени информацию о том, на какой стадии находится строительство, выявлять риски на каждой стадии, чтобы иметь возможность своевременно принимать управленческие решения – например, при отставании в строительстве одного объекта финансирование может быть направлено на ускоренную реализацию других. Для мониторинга выбраны девять обязательных контрольных точек – от получения заключения госэкспертизы и разрешения на строительство до ввода объекта и регистрации прав на него.

Судя по такому довольно сумбурному описанию, речь всё-таки идёт не о массовой установке видеокамер на стройплощадке, а об обязании заказчиков и генподрядчиков сдавать ещё один отчётик, который будет фиксироваться в некоей общероссийской базе данных.

В целом, по мнению специалистов, инициатива укладывается в новую программу управления государственными капиталовложениями. В 2020 году федеральный центр столкнулся с недоосвоением бюджетных средств и превращением многих инфраструктурных строек в долгострои. Собственно, после этого в 2021 году и был создан «Единый заказчик в сфере строительства», главной задачей которого стала не освобождение директоров школ и главврачей от функций технадзора, а завершение проблемных объектов. Кроме того, в 2022 году Минстрою были переданы полномочия Минэкономики по формированию ФАИП, а региональным властям разрешили более гибкое перераспределение средств между проблемными объектами.

Поставить все эти процессы на цифровой контроль, включив отслеживание неких ключевых показателей, – вполне рациональная идея, хотя и прибавляющая головной боли местным минстроям и строительным компаниям.

Проект постановления, о котором идёт речь, разработан Минстроем России во исполнение «дорожной карты», утверждённой двумя вице-премьерами – ответственным за стройку Маратом Хуснуллиным и главой Аппарата Правительства РФ Дмитрием Григоренко.

Инициативу в положительном ключе оценили и эксперты строительной отрасли. Например, генеральный директор АО «Югинвестпроект», экс-руководитель Аппарата Национального объединения строителей Илья Пономарёв рассказал в комментарии «Коммерсанту», что сфера капвложений требует особенного контроля – установление ключевых точек каждого проекта и формирование регламента реагирования станет важной частью обеспечения эффективности бюджетного процесса.

В свою очередь президент НОСТРОЙ Антон Глушков, который, помимо общественной деятельности, сам является крупным застройщиком, высказал мнение, что мониторинг окажет исключительно положительное воздействие, так как позволит своевременно предупредить сбои исполнения ФАИП.