Контрольно-надзорные проверки бизнеса могут перевести в дистанционный формат по аналогии с налоговым мониторингом, который действует для крупных компаний
Заместитель председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко сказал:
При достаточно высоком уровне цифровизации в отдельных отраслях выходить на проверки физически в режиме офлайн слишком трудозатратно и обременительно, причём для обеих сторон. Поэтому через интеграцию, обмен данными многие вопросы могут проверяться или мониториться через использование информационных систем.
В пример господин Григоренко привёл Федеральную налоговую службу России, которая с бизнесом заключает соглашение, и компании открывают перед налоговой свои бухгалтерские информационные системы, где отражаются сведения о налогах. ФНС, видя, как компанией считаются налоги, не приходит к бизнесу, и проверки становятся элементом внутреннего аудита и самоконтроля для обеих сторон.
При этом, отметил Дмитрий Юрьевич, для запуска системы должна быть готовность двух сторон, это поступательный процесс, поэтому здесь невозможно принять решение и с 1 января или с понедельника жёстко перейти на этот режим». Например, налоговый мониторинг вводился поэтапно через пилотные режимы и заработал в полном объёме только через 3-4 года, потому что бизнес должен был сделать универсальные системы по требованиям ФНС.
О том, что Правительство РФ создаёт единый реестр всех объектов контроля, чтобы запустить приложение для дистанционных проверок, заявил глава Минэкономразвития России Максим Решетников в ходе вчерашнего заседания Кабмина.
Режим налогового мониторинга появился в Налоговом кодексе РФ в 2015 году. Он используется для контроля за крупнейшими компаниями, которые дали налоговикам удаленный доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчётности в онлайн-режиме. В 2020-ом в НК были внесены изменения, которые снизили порог для перехода на налоговый мониторинг до 100 миллионов рублей по налогам и до 1-го миллиарда рублей по доходам и активам. При этом вхождение в налоговый мониторинг – это право, а не обязанность компании: он позволяет сократить издержки компаний, связанные с налоговыми проверками.