Преимущества и риски одного из самых амбициозных проектов дорожного строительства в нынешнем году – новой скоростной магистрали из Ростова в Крым
На днях пролетела информация о том, что в Запорожской области началось строительство новой скоростной дороги по маршруту Симферополь – Мариуполь – Ростов-на-Дону. В частности, видеокадрами со стройки поделилось Министерство обороны РФ. Поскольку в военном ведомстве прокомментировали кадры фразой «российские специалисты восстанавливают дороги в районе Мелитополя, Бердянска и в направлении Херсонской области», до конца не ясно, идёт ли речь о ремонте старых дорожных полотен или о начале работ на новой автомагистрали, строительство которой было анонсировано ещё в прошлом году.
С инициативой соединить Симферополь и Ростов-на-Дону скоростной трассой в декабре 2022 года выступил временно исполняющий обязанности губернатора Запорожской области Евгений Балицкий. По задумке чиновника, дорога должна пройти через освобождённый ранее «сухопутный коридор» в Донбассе и Приазовье и тем самым создать логистическую альтернативу для региона, а также снизить нагрузку на Крымский мост. По масштабу и формату автодорога может стать аналогом федеральной трассы «Таврида», ведущей из Керчи в Севастополь, которая была открыта в 2020 году.
По словам господина Балицкого, идея понравилась Президенту России Владимиру Путину, а потому уже в конце прошлого года началась подготовка необходимой документации. Об этом Евгений Витальевич заявил в интервью одному из федеральных телеканалов. Строительные работы обещали запустить уже в начале 2023 года, невзирая на зимние погодные условия.
Анонсированное шоссе, по всей видимости, будет проложено по маршруту из Ростовской области через южную часть Донецкой народной республики (в том числе, через Мариупольский район), Запорожскую и Херсонскую области. Далее через Перекопский перешеек трассу направят в Крым. Магистраль будет иметь 4 полосы, а её пропускная способность составит порядка 30-ти тысяч автомобилей в сутки.
Большинство экспертов отмечают, что необходимость ещё одной современной дорожной артерии в данной области очевидно. В первую очередь, трасса будет иметь стратегическое значение, так как обеспечит самый прямой и быстрый путь на полуостров. Поскольку новая дорога будет сухопутной, это сделает её менее уязвимой и более устойчивой к разнообразным угрозам, по сравнению с Крымским мостом, который сегодня требует круглосуточной охраны.
Вдобавок, строительство подобной магистрали решит существенную часть транспортных проблем Крыма, так как снизит нагрузку на местные дороги, увеличит пассажиропоток и станет альтернативой для проезда грузовых машин. Всё это в перспективе поспособствует скорейшей интеграции новых регионов и положительно отразится на развитии бизнеса, туризма и экономики в целом.
С другой стороны, невозможно игнорировать и мрачные мысли о потенциальных рисках как для строительства трассы, так и для её будущего функционирования. Территории, на которых сегодня начинается прокладка нового дорожного полотна, по-прежнему находятся в относительной близости к месту военных действий. Некоторые специалисты высказывают опасения, что ещё на этапе строительства дорогу придётся защищать от возможных атак и последствий боевых операций.
Подобные условия, во-первых, создают угрозу здоровью и жизни строительных специалистов, а, во-вторых, заставляют задуматься о целесообразности финансовых вложений в проект конкретно сегодня. Например, известно, что строительство ещё одной дороги в том же районе (магистраль Ростов-на-Дону – Джанкой) будет стоить 400 миллиардов рублей. В какую сумму обойдётся российскому бюджету весь строительный процесс в такой опасной местности, если он будет постоянно прерываться ходом военных действий, – сказать весьма трудно…
Так или иначе, в настоящий момент в регионе продолжается оперативное восстановление повреждённой дорожной инфраструктуры. Так, недавно была полностью завершена дорога Мелитополь – Бердянск, протяжённостью 107 километров. По словам местных чиновников, в ближайшем будущем это может стать хорошим заделом для дальнейшей прокладки новых транспортных путей.