Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

0
180

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

В некоторых российских регионах зима отступает всего на несколько месяцев в году, а на большей части территории сезон гололедов и снегопадов продолжается по 5-6 месяцев. Хотелось бы оставить все неприятные моменты холодных дней в прошлом, без досадных ДТП и падений на скользких дорожках. Не секрет, что возможность безопасно передвигаться зимой напрямую зависит от надлежащего содержания дорожного покрытия. 

  • Применение антигололедных материалов вызывало множество споров
  • Что справится с гололёдом — соль, песок или антигололедные материалы 
  • Когда сбываются мечты
  • Инновации на службе экологии

Заснеженные дворы, скользкие дороги и глыбы льда — привычные спутники морозных дней. Еще и климатические изменения становятся все заметнее: резкие колебания температур, шквальные ветры и арктические циклоны в тех районах, где раньше были довольно мягкие зимы. Сейчас города готовятся к холодному сезону 2021-2022, запасаясь антигололедными реагентами и снегоуборочной техникой. 

Применение антигололедных материалов вызывало множество споров

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

Еще три года назад в обществе активно обсуждали мифы о негативных эффектах современных реагентов. Спорили, вредны ли такие материалы для человека, животных и окружающей среды. Мало кто знал об альтернативе хлориду натрия — привычной соли, которую смешивали с песком, и щедро посыпали этой смесью дороги и придомовые территории. Выходишь морозным утром из подъезда, а местный дворник уже разбросал бурую субстанцию прямо на лед. Вот только дорожка от этого становилась ненамного безопаснее, а каждый шаг мог закончиться падением и визитом в травматологию.

Пока регионы вели печальную статистику аварий на зимних дорогах, а в Минздраве не решались считать пострадавших на льду, Москва первой переживала холодный сезон с минимальными потерями. Так, ДТП, в которых причиной были погодные условия, вдруг стало в разы меньше, чем в целом по стране. Оказалось, что тогда в столице начали применять продукт “Бионорд” производства Уральского завода противогололедных материалов.

Сегодня существует множество мнений “за” и “против” относительно рентабельности использования антигололедных материалов. Первым доводом у противников закупки многокомпонентных материалов была цена. Производители песчано-солевых смесей трубили о слишком высокой стоимости инновационных реагентов линейки “Бионорд”, указывая на “копеечную” цену мешков с песком и солью. Примечательно то, что развенчать миф о высокой цене помогла Европа. 

Что справится с гололёдом — соль, песок или антигололедные материалы 

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

На протяжении пяти лет ученые Шведского национального научно-исследовательского института транспорта и содержания автодорог (ВТИ) проводили подсчеты разных вариантов зимнего обслуживания дорожного полотна. Рассматривались технологии обработки дорог песком, содержание их «в накате» и полное удаление ледовой корки до чистого асфальта реагентами.

Выяснилось, что самый выгодный для государства вариант — применение противогололедных материалов. Дело в том, что в условиях заснеженной дороги и гололеда средняя скорость движения снижается на 20 км/ч. Особенно ощутимо это в больших городах, где задержка в пути машины неотложной помощи или ключевого сотрудника предприятия может обойтись очень дорого.

Такой ритм наносит ущерб экологии, поскольку движение автомобилей на низких передачах резко повышает расход бензина и, как следствие, количество выхлопных газов. В результате почва и растения вдоль оживленных дорог страдают в разы больше, чем от контакта с реагентами.

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

 

Выводы шведских коллег подтвердили в Финансовом университете при Правительстве РФ. В разработанной программе зимнего содержания дорог указывалось, что применение песка обходится бюджету во много раз дороже, чем использование качественных реагентов. 

Для хранения песка необходимы крупные складские помещения, нужны более частые обработки полотна, задействуется больше техники и людей. С наступлением теплых дней песок превращается в масштабное бедствие, забивая городские ливневки, уничтожая газоны и поднимаясь в воздух в виде пыли. Затраты на ремонт коммуникаций и восстановление придорожных зон во много раз превышают разницу цены “дешевого песка” и “дорогих” реагентов. 

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

Немаловажным минусом обработки заснеженных дорог песком является большее число ДТП, а это не только финансовые потери владельцев транспорта, но и человеческие жизни.

Эксперты подсчитали (ссылка на статью основателя), что в каждом большом городе с населением от 500 тысяч человек в зимнее время до 10 тысяч человек падают на скользких дорожках, придомовых территориях, возле магазинов и торговых центров. Ежегодно ущерб от травм на льду обходится государству в сумму около 30 миллиардов рублей. Сотрудники Финансового университета при правительстве РФ пояснили, что такая цифра равна годовому бюджету города-миллионника.

Когда сбываются мечты

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

фото предоставлено пресс-службой УЗПМ

В качестве примера образцового содержания дорог часто приводят европейские страны. Действительно, во Франции или Германии не встретишь обледенелых дорог. Они применяют реагенты еще до выпадения осадков, стараясь не допустить образования наледи на дорожном полотне. Такая тактика экономически оправдана. В последнее время в России всё больше городов отказывается от использования песчано-солевых смесей и гравия в пользу инновационных многокомпонентных противогололедных материалов.

Оказывается, Россия имеет все условия, чтобы обеспечивать безопасное передвижение по дорогам, мостам, крутым подъемам даже в условиях суровой русской зимы. Еще в конце 90-х вчерашний студент мечтал о зимних дорогах безо льда и грязи в родном городе Перми. Будущий владелец предприятия УЗПМ Рустам Гильфанов начал искать идеальный состав реагента, способного быстро расплавить лёд даже в сильный мороз.

Команда единомышленников поставила амбициозную задачу — разработать такой продукт, который не вредил бы людям и окружающей среде. Вторым важным условием было отсутствие грязи и пыли после применения реагента. Упорство исследователя, готовность поступиться принципами ради удешевления продукта и годы экспериментов привели к желаемому результату. В 2007 году на заброшенном участке в Краснокамске начал свою работу Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ). 

Основатель производства инновационного продукта, не имевшего аналогов на отечественном рынке реагентов, не думал тогда, что всякая настоящая мечта способна расти и развиваться. Рустам Гильфанов ставил всё новые задачи сотрудникам научной лаборатории и вместе с коллегами находил блестящие решения. В результате продукты «Бионорд» способны справиться с наледью и снегом на дорожном покрытии любого типа.

Сегодня предприятие производит уникальные продукты для межсезонного обслуживания дорог в городах, а также для обработки придомовых территорий, торговых рядов и тротуаров. Для сезонного обслуживания мостов, переездов, дорог со сложным рельефом используются многокомпонентные решения линейки «Бионорд». Специалисты предприятия смогут предложить индивидуальное решение по разработке эффективных и экологически безопасных противогололедных материалов исходя из особенностей конкретного региона.

Инновации на службе экологии

Нечего на зиму пенять, коль не тем лёд посыпали: уральские инновации на страже безопасности дорог

фото предоставлено пресс-службой УЗПМ

Особое внимание на УЗПМ уделяют экологичности продукции. Новые разработки позволили интегрировать в состав многокомпонентных материалов особые элементы, способные снизить влияние не только на окружающую среду, но и на обувь, одежду и меховые изделия. Можно с уверенностью сказать, что на зимней прогулке людям станет комфортнее перемещаться, да и обувь прослужит дольше, если на дорогах города используется антигололедный продукт уральского завода. 

Важно и то, что воздействие реагента на кузов автомобиля сведено к минимуму, поскольку в состав продуктов «Бионорд» введены ингибиторы коррозии. Свойства противогололедных материалов похожи на воздействие обычной влаги. 

Этой зимой инновационные противогололедные материалы будут использовать в 60 российских городах. На Красной площади, возле Эрмитажа, в аэропортах и на дорожках частных домов будут “плавить” лёд материалы, изготовленные на Уральском заводе противогололедных материалов.