Разглядывая спутниковые снимки острова Северный Сентинел в Индийском океане, не найти ни дорог, ни строений – разве что заметишь очертания затонувшего судна у северного берега. Это не значит, что остров необитаем, даже наоборот, его жители, сколько бы их там ни было, пользуются особенной защитой от проникновений извне.
Сентинельцы – самые неконтактные и самые агрессивные из племен, и им, возможно, повезло больше, чем другим необщительным народам Земли.
Кто на планете не идет на контакт и почему
Есть в этом что-то парадоксальное: человечество давно научилось перемещаться со скоростью звука, противостоять стихиям, даже читать человеческие мысли. А решить, как поступать в отношении оставшихся на планете «дикарей» окончательно не получается. Такие племена есть, и это скорее исключения из общего правила – ведь человеческие сообщества на протяжении истории развития цивилизаций так или иначе контактировали между собой, а значит, влияли друг на друга.
Чаще всего аборигены идут на контакт, их можно заинтересовать подарками, продуктами. Источник: bbc.com
Неконтактные же народы по каким-то причинам оказались в изоляции, причем не на десятилетие или два, а на сотни или тысячи, а порой на десятки тысяч лет. Сколько таких общин на Земле – точно не известно, но ученые утверждают, что не меньше сотни. Большинство из них находятся в Южной Америке, в лесах реки Амазонки, а еще – на территории Папуа – Новая Гвинея и на островах Индийского океана.
Эти племена живут в обстановке каменного века, не стремятся к контакту к внешним миром, даже избегают его. Информации о таких людях совсем мало – часто не известны ни точная численность группы, ни особенности ее языка, а сведения получают от племен-соседей и по фотографиям с воздуха, впрочем, в условиях экваториальных и тропических лесов последнее не особенно информативно. Самым загадочным и «нелюдимым» племенем безоговорочно признаны сентинельцы.
Северный Сентинельский остров находится неподалеку от побережья Индии и является закрытой территорией. Источник: wikipedia.org
Остров Северный Сентинел, принадлежащий к Андаманским островам, занимает площадь около шестидесяти квадратных километров, большая часть поверхности (кроме берега) занята лесами. Там, в зарослях, строят себе жилища удивительные люди, которые на протяжении тридцати тысяч лет жили изолированно от остального мира. Численность сентинельцев высчитывается по ресурсам, которые может содержать остров, и составляет, по приблизительным подсчетам, около сотни человек, хотя называются и другие цифры – от 15 до 500 жителей.
Земледелия они не знают, живут охотой и собирательством, возможно, не умеют добывать огонь, хотя сохраняют его в виде тлеющих головешек. Сентинельцы пользуются копьями и луком со стрелами (что в прошлом стоило жизни тем, кто пытался установить контакт с племенем), а совершенствуют свое оружие с помощью металлических предметов, найденных на затонувших поблизости двух кораблях. Первые попытки «приручить» местных дикарей осуществлялись в конце XIX века, тогда английским миссионерам даже удалось похитить шестерых островитян.
Сентинельцы относятся к чужакам крайне враждебно. Источник: pinterest.com
Спустя несколько дней вывезенные с острова сентинельцы заболели. Двое взрослых – мужчина и женщина – скончались, а четверых детей в некоторой панике вернули на побережье острова. Есть версия, что именно этот инцидент стал причиной особой враждебности, которую питают сентинельцы к чужакам. Последней их жертвой стал миссионер Джон Чау, прибывший на остров в 2018 году.
Кто же тут все-таки дикари?
Неконтактные племена важны мировому сообществу по разным причинам. Иногда это чисто научный интерес – изучение феномена каменного века практически в натуральном виде или, как в случае с племенем пирахан, исследование эволюции языка. Живущие в Амазонии пираханцы, до недавнего времени не взаимодействовавшие с миром, но теперь вступившие в диалог, отличаются интересной особенностью – их язык описывает лишь то, с чем непосредственно имеет дело говорящий.
Изучение неконтактных народов может дать информацию и о прошлом человечества, и о его потенциале
Никаких предположений, рассказов о прошлом, фантазий, рисунков, даже числительных – таков язык пирахан. Самоназвание их переводится как «прямые», в отличие от всех остальных, «кривоголовых». Этот народ, сохраняя обычаи примитивного быта – хижины без стен и пола, покрытые пальмовыми листьями – пользуются подарками от людей из большого мира: утварью, одеждой.
Леса Амазонки скрывают много таинственных народов, о некоторых из них известно лишь по следам, которые они оставляют, кочуя: это плетеные корзины, стрелы, хижины. Таков народ кавахива, несколько представителей которого удалось, правда, заснять на видео в 2011 году. А на северо-западе Боливии есть племя торомона, который скрывается в труднодоступных местах еще со времен испанской колонизации – в тех краях когда-то искали мифический город Пайтити с сокровищами инков.
Племя ава когда-то было оседлым, но с начала XIX века кочует. Этот народ находится под угрозой исчезновения, его численность не превышает сотни человек. Когда в шестидесятых годах прошлого века началось миссионерское движение в Южной Америке, в леса ушли два клана индейцев ваорани в Эквадоре – тагаери и тароменане. Попытки наладить с ними контакт приводили к нападениям на миссионеров и поселения.
В Бразилии недавно было обнаружено еще одно неконтактное племя. Источник: businessinsider.com
Колонизация обеих Америк привела к уничтожению значительной части коренного населения, сейчас же в Южной Америке изолированные племена постоянно подвержены угрозам со стороны наркоторговцев и нелегальных лесозаготовителей. Да и официальные власти еще несколько десятков лет назад при вырубке лесов вычищали территории проживания неконтактных народов – особенно в Бразилии. А цивилизованные попытки установить контакт с теми, кто долгое время находился в изоляции, приводили прежде всего к высокой смертности от инфекций.
Иммунитета даже к обычным для остальных людей вирусам у аборигенов нет, поэтому племена «из леса» очень уязвимы: за несколько недель умирает до половины жителей поселения. А для оказания заболевшим современной медицинской помощи нет достаточного уровня доверия: «неконтактные» не приходят лечиться к тем, кто принес несчастье в их маленький мир. Есть и другие опасности – познакомившись с алкоголем, наркотиками, индейцы и островитяне легко становятся жертвами зависимости.
Общение с цивилизацией создает для аборигенов серьезные риски — инфекции, зависимости, прямая угроза уничтожения. Источник: pinterest.com
Даже перемена привычного рациона может приводить к фатальным последствиям. Предполагается, что из-за этого сейчас на грани исчезновения народ онге, живущий на Андаманских островах. Изменения в питании стали одной из причин сокращения рождаемости, которая и без того была не лучшей – к тому вели эндогамные союзы.
Нужно ли контактировать с неконтактными народами?
С началом колонизации о благополучии коренных народов особо не беспокоились, сосредоточив внимание на ресурсах и землях и избавляясь от обременения в образе местных жителей, тем более, лишенных и европейского оружия, и преимущества в численности. В позапрошлом веке племена, живущие обособленно, стали привлекать внимание и тех, кто видел свое призвание в просвещении «дикарей», обращении их в свою веру. Навязывая свой образ жизни, миссионеры, в свою очередь, нарубили немало дров, правда, заодно и собрали большой объем информации о таких народах.
Племя ава находится под угрозой уничтожения. Источник: pinterest.com
Нельзя сказать, чтобы новое тысячелетие радикально изменило отношение мира к племенам, живущим в условиях каменного века. Но все же с недавнего времени лучшим решением признается оставить неконтактные народы в покое, дать им возможность жить своей жизнью, поскольку от цивилизации им ничего не нужно – выживать они прекрасно умеют и без помощи мирового сообщества. Островитянам Андаманских островов удалось пережить и цунами 2004 года, несмотря на то, что эпицентр находился совсем близко от них.В областях, где живут или кочуют кочевые племена, создаются закрытые территории, куда ограничен или полностью запрещен доступ извне. Такой режим действует в отношении племени джарава с одного из Андаманских островов, лишь раз в месяц для этих людей доставляют мешок с продуктами с «большой земли». Особенно строгий запрет действует в отношении Северного Сентинела. Жители ведут себя крайне недоброжелательно, обстреливая из лука не только приближающиеся лодки, но и вертолет.
Самая мирная встреча с сентинельцами произошла в 1991 году, когда члены племени даже приняли из рук ученых-антропологов кокосы в подарок. После этого остров был закрыт для посещения, а случайных гостей встречают неприветливо. Источник: atlasobscura.com
В ноябре 2018 года очередная попытка наладить контакт с сентинельцами обернулась трагедией: американский юноша-миссионер Джон Чау, нарушивший официальные запреты и все же высадившийся на остров, был убит аборигенами. Этот случай дал повод вновь поднять вопрос о судьбе неконтактных народов и необходимости их интеграции в жизнь цивилизованного мира. Сейчас, во время пандемии, какие-либо действия в этом направлении вряд ли будут предприниматься.
В июле 2021 года была подтверждена смерть от ковида одного из членов племени ава. Пожилой абориген находился в контакте с лесорубами, от них и подхватил инфекцию. И без того немногочисленное, племя ава рискует исчезнуть окончательно.