Каждое ведомство пытается по-своему решить проблему кадрового дефицита, а единого взгляда на больной вопрос так и нет…
Национальная система квалификаций создана для того, чтобы содействовать эффективному взаимодействию работодателей и образовательных организаций и обеспечивать то, чтобы содержание образовательных программ максимально соответствовало текущим и перспективным потребностям рынка труда. Такое мнение выразил генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Артём Шадрин, выступая на недавнем совместном заседании комиссии по вопросам профессионального образования и комиссии по саморегулированию Общественного совета при Минстрое России.
Артём Евгеньевич добавил, что важным инструментом национальный системы квалификаций являются Советы по профессиональным квалификациям. СПК получили серьёзные полномочия, прописанные на законодательном уровне. Прежде всего, это разработка, подготовка и согласование профессиональных стандартов. По закону об образовании образовательные программы вузов должны учитывать представленные стандарты. Образовательные программы СПО также должны проектироваться, исходя из требований профессиональных стандартов.
При этом у СПК есть мощные инструменты обеспечения мониторинга обратной связи – насколько образовательные программы соответствуют требованиям профстандартов. Во-первых, это механизм профессиональной общественной аккредитации и, во-вторых, инструмент независимой оценки квалификаций.
Эксперт напомнил, что с сентября обязательным станет проведение НОК для работников, которые обеспечивают инженерные изыскания и разработку проектной документации. Как отметил господин Шадрин:
Для тех специалистов, которые пройдут независимую оценку квалификации, с 10-ти до 5-ти лет снижены требования к стажу. Это позволяет вовлекать специалистов более молодых, но которые подтвердили свою квалификацию.
Также глава НАРК остановился на схеме, когда выпускник одновременно с прохождением итоговой аттестации сдаёт профессиональный экзамен по стандартам независимой оценки квалификации и в случае успешной его сдачи получает, помимо диплома, свидетельство о независимой оценке квалификации. По словам Артёма Шадрина, такой механизм также может стать инструментом контроля качества системы профессионального образования – через возможное совмещение инструментов итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. Это должно объективно сформировать картину того, насколько качество подготовки специалистов соответствует требованиям рынка труда и требованиям профессиональных стандартов.
Кстати, стоит отметить, что на том же заседании была представлена и очередная Концепция для строительной отрасли – на сей раз в области кадрового обеспечения. Внёс документ ректор НИУ МГСУ Павел Акимов. Он же рассказал, что работа над Концепцией началась с весны 2022 года.
По состоянию на май 2022 года в отрасли функционирует более 391-й тысячи строительных организаций, объём работ составляет 10,8 триллиона рублей, количество занятых – более 6,2 миллиона человек. Введённые против Российской Федерации санкционные ограничения, сворачивание взаимодействия с западными странами требуют нового вектора стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции российского строительного комплекса. За последнее десятилетие обеспеченность строительных организаций специалистами, имеющими необходимые компетенции, снизилась почти в полтора раза, по различным оценкам, дефицит инженерных кадров и других специалистов с высшим профильным образованием в отрасли составляет свыше ста тысяч человек. Существенна нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей: более 80% рабочих не имеют профильного образования.
Всего по оценкам экспертов НИУ МГСУ для достижения национальных целей необходимо дополнительное привлечение от одного до двух миллионов работников различной квалификации. При этом ежегодный выпуск составляет до 30-ти тысяч человек по программам высшего образования и до 45-ти тысяч человек по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.
Словом, каждое ведомство пытается по-своему решить проблему кадрового дефицита. Научный люд пишет концепции и предлагает расширить образовательные программы, общественники ратуют за пропаганду и агитацию в пользу строительных специальностей, структуры, занимающиеся тестированием, соответственно, продвигают свои платформы, обещая с их помощью повысить качество допускаемых к работе кадров, строительные корпорации лоббируют квоты на трудолюбивых спецов из ближнего зарубежья. Но при этом, к сожалению, единого взгляда со стороны федеральных властей на кадровый вопрос нет. И не только в строительной отрасли, но и шире – по самой системе профессионального образования в стране. А без единой государственной политике в этой области рассчитывать на глобальные позитивные сдвиги не стоит.