Строители предложили создать в каждом российском регионе службу единого заказчика для проведения муниципальных закупок
Российские строители предлагают создать в каждом субъекте Федерации службу единого заказчика для проведения закупок на муниципальном уровне. Такое предложение включено в итоговую резолюцию форума о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract, которая направлена в различные органы власти.
Создание таких служб и соответствующая корректировка норм федерального закона «О контрактной системе» № 44-ФЗ в части закупок в сфере строительства позволит, как предполагается, решить часть проблем, которые приводят к срыву сроков строительных работ. В первую очередь, проблему низкого качества проектной документации на строительный объект (прежде всего, на муниципальном уровне), которое выливается в необходимость доработки такой документации уже в ходе строительства, изменения хода строительных работ и тому подобное.
Частое проявление проблемы низкокачественной проектной документации эксперты связывают с отсутствием у муниципальных заказчиков грамотных специалистов (на этапе оценки и утверждения такой документации), с отсутствием официально нормированных сроков для выполнения проектных работ (увеличивает вероятность ошибок при скоротечной разработке документации), с высокой вероятностью привлечения неопытных поставщиков.
Ещё одно предложение отрасли, также направленное на ускорение строительных работ, предусматривает автоматический перенос неиспользованных в календарном году лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по строительству на следующий календарный год.
Как отмечал в ходе форума первый заместитель министра строительства Иркутской области Алексей Емелюков:
Если в конце года работы были не исполнены, а завершены, например, в январе следующего года, то заказчик не может оплатить эти работы – неистребованные ЛБО в новом году аннулируются. Процедура восстановления ЛБО занимает три-четыре месяца – всё это время подрядчик будет ждать расчёта за выполненные работы.
Кроме того, участники строительного рынка предлагают ограничить возможность демпинга в ходе строительных госзакупок. Как отмечали эксперты:
Строительство бюджетных объектов становится для квалифицированных строителей невыгодным. Либо заказчики искусственно снижают цену контракта до бюджетных лимитов, либо недобросовестные подрядчики «падают» по цене более, чем на 25 процентов, что влечёт за собой выбор некачественных материалов и неквалифицированных рабочих, поскольку рентабельность строительной отрасли, по оценке Росстата, всего 4 процента.
Для решения этой проблемы предлагается ввести прямой запрет на снижение цены строительных контрактов до бюджетных лимитов и (или) её снижение более, чем на 10%.
Также в ходе форума обсуждались предложения, связанные с расторжением строительных контрактов, изменением существенных условий контрактов по строительному контролю, введением мер поощрения поставщиков за досрочное исполнение контрактов и тому подобное. Всего в итоговую резолюцию форума включено около 40-ка предложений о корректировке норм 44-ФЗ. Заместитель генерального директора СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций» (организаторы форума) Денис Снетков отметил:
Новые предложения 2023 года отправлены в Минстрой, в Минфин, в Главгосэкспертизу, в Аппарат Правительства и в Госдуму.