НОСТРОЙ предложил меры для повышения качества проектирования в строительстве

0
102

НОСТРОЙ предложил меры для повышения качества проектирования в строительстве

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в ходе «круглого стола» Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ 21 марта озвучил ряд инициатив, которые позволят вывести институт проектирования в строительстве на принципиально новый уровень. Мероприятие прошло под председательством главы Комитета федерального заксобрания Сергея Пахомова при участии заместителей главы Минстроя России Сергея Музыченко и Константина Михайлика, представителей Счетной палаты, Главгосэкспертизы, «ОПОРЫ РОССИИ», НОСТРОЙ, НОПРИЗ, архитекторов и застройщиков.

Как отметил Сергей Пахомов, хороший проект – это не только безопасность и адекватная стоимость возведенного здания, но и срок строительства, который напрямую зависит от качества проектирования.

«К сожалению, сегодня практически любой проект в процессе строительства подвергается бесконечному количеству правок и корректировок и, как следствие, сроки окончания строек постоянно сдвигаются вправо вплоть до бесконечности, что влечет за собой увеличение финансирования. Для качественного проекта необходима качественная исходно-разрешительная документация, которую предоставляет проектировщику заказчик», – заявил депутат.

Антон Глушков обозначил ряд проблем, которые сложились в системе государственного (муниципального) заказа на строительные работы. Он констатировал, что главной проблемой ряда служб госзаказа в муниципалитетах страны является отсутствие заинтересованности в формировании грамотного проектного задания.

«Единственным критерием, который позволяет на сегодняшний день оценивать, состоялось проектирование или нет – это государственная экспертиза. И, к сожалению, это не мотивирует ни заказчика, ни, безусловно, разработчика проектной документации делать ее качественно. В связи с этим наше предложение заключается в том, чтобы сам процесс проектирования из какого-то случайного, стороннего процесса переходил в основной. <…> Кроме того, государственный (муниципальный) заказчик часто грешит тем, что переводит свою функцию по сбору исходно-разрешительной документации на проектную организацию, которая не обладает необходимой компетенцией», – констатировал президент НОСТРОЙ.

Он напомнил, что с декабря 2021 года Национальным объединением строителей ведется мониторинг, позволяющий тотально исследовать все контракты на проектирование субъектов в машиночитаемом виде. Для этого используется Единая цифровая платформа НОСТРОЙ, благодаря которой по любому субъекту можно выгрузить контракты, не содержащие требования по ТИМ.

Выступавший на «круглом столе» заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик подтвердил важную роль Единой цифровой платформы НОСТРОЙ по сбору и анализу данных по контрактам, содержащим требования ТИМ. Он лично обратился с благодарностью к Антону Глушкову за ту помощь, которую оказывает нацобъединение Минстрою России.

Президент НОСТРОЙ во время своего выступления затронул вопрос об утратившем силу постановлении Правительства РФ № 1431, которое устанавливало переходные требования к информационной модели.

«Сегодня практически 13% контрактов, которые попали в эту «вилку», имеют отсылку к технологии информационного моделирования, но требования к самой модели в них отсутствуют. Поэтому в нынешней ситуации, когда мы понимаем, что переход на технологии информационного моделирования не идет такими рекордными темпами, как бы нам хотелось, целесообразно, чтобы появился по крайней мере на 2023 год аналогичный документ, который бы установил требования к технологии информационного моделирования», – озвучил предложение Антон Глушков.

Он напомнил, что с 1 января 2023 года вступил в силу национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 70 108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде», который разрабатывался Национальным объединением строителей совместно с Союзом строительных компаний Урала и Сибири в рамках реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ. Антон Глушков призвал коллег-строителей пользоваться этим документом, обозначив его основные преимущества.

«В цифровом формате исполнительная документация формируется гораздо быстрее и с меньшими затратами. Кроме того, это позволяет отследить коллизии и расхождения в проектной документации фактически построенного объекта, исправить ошибки, привести проект в соответствие. Однозначно нужно двигаться в этом направлении, потому что без оцифровки всего процесса строительства о дальнейшем повышении качества проектирования речи быть не может», – сказал Антон Глушков.

Кроме того, он остановился на вопросе о типовом проектировании в строительстве. Глава нацобъединения заявил, что при формировании банка типовых проектных решений нужны критерии определения, какие объекты могут проектироваться типовым образом, а какие требуют индивидуальной разработки. Он предложил проработать этот вопрос.

Антон Глушков отметил, что эффективному повышению качества проектирования в строительстве должно способствовать развитие науки. Особое значение этот вопрос приобретает в нынешних условиях, когда у России оказался закрыт доступ к большей части разработок иностранного рынка. Серьезным подспорьем для отечественного стройкомплекса здесь может стать созданный на базе НОСТРОЙ Строительный консорциум, объединивший на одной площадке 18 организаций и учреждений.

«Необходимо ввести систему оценки деловой репутации и внедрять повышающие коэффициенты к оценке баллами для тех проектных организаций, использующих новые разработки из банка инновационных решений, которые будут подготовлены в ближайшее время», – предложил в завершение своего выступления Антон Глушков.

По вопросу о повышении качества в проектировании с докладом выступил президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров.

Подводя итог заседанию, Сергей Пахомов заявил, что сегодняшняя встреча послужит сигналом всем заинтересованным участникам процесса о том, что в активную фазу вступает работа по поиску оптимальных решений.

«Я по-прежнему выступаю за то, чтобы избегать максимальной зарегулированности, и верю, что рынок может самостоятельно отладить большую часть процессов. А мы просто должны дать необходимый инструментарий, чем с коллегами по Комитету и с Минстроем и займемся, выслушав мнения всех участников рынка», – резюмировал Сергей Пахомов.