2023 год станет Годом обучения заказчика технологиям информационного моделирования – об этом заявил 13 декабря при открытии Программы повышения квалификации «Управления службой технического заказчика при осуществлении государственных контрактов в условиях цифровой трансформации» президент НОТИМ Михаил Викторов.
13 декабря на базе НИУ МГСУ стартовал второй поток Программы повышения квалификации «Управления службой технического заказчика при осуществлении государственных контрактов в условиях цифровой трансформации». Программа разработана под эгидой Минстроя России и при поддержке НОТИМ. Открывая учебный цикл, модератор, директор ИЭУКСН НИУ МГСУ Александр Орлов отметил, что квалифицированный заказчик – один из необходимых элементов при создании объектов капитального строительства.
Приветствуя слушателей курса, президент НОТИМ Михаил Викторов подчеркнул, что тематика, заявленная в программе, для НОТИМ является приоритетной, и Нацобъединение совместно с Минстроем России объявило 2023 год Годом заказчика. Внедрение «цифры» в строительной отрасли идет поэтапно, государством учитываются тенденции на рынке, и предыдущие годы были временем становления и внедрения САПР. Ключевым моментом цифровой реформы в 2022 году был уход с рынка западных вендоров. Однако катастрофы не произошло, и учитывая, что НОТИМ создавался как площадка для поддержки российского софта, можно сказать, что в 2022 году прошли большие изменения к лучшему. Ведущие разработчики отечественного программного обеспечения — а их около 10 – представили на рынок свои разработки, и сегодня доля использования российского софта в строительной отрасли растет.
Главная тема, которой в 2023 году будет уделено большое внимание, — это цифровизация заказчика, где всех ждет более тяжелый и трудоемкий путь. Михаил Викторов напомнил, что один из крупнейших застройщиков — Группа «Эталон», которую он в данном случае представляет, тесно работает с МГСУ, потому что внедрение практик, чтение лекций, обучение участников рынка – это рабочая миссия передовых участников рынка. Опыт Группы «Эталон» показывает, что даже изменить бумажный документооборот на электронный непросто, а на то, чтобы поменять компетенции подрядчика и субподрядчика в части перехода на цифровое управление строительство, уходит несколько лет и обходится в существенные деньги. Однако очень многие заказчики, госзаказчики, особенно в регионах, не могут позволить себе многолетний переход и собственные разработки стоимостью 200-300 млн рублей, поэтому им нужны типовые недорогие решения и понятный, удобный софт. Лицензия на покупку цифрового обеспечения функционала заказчика, например разработки компании «Аметист групп» и еще нескольких компаний, позволяют эти затраты снизить в разы, выбрать необходимые модули и постепенно их наращивать.
Профессор кафедры ОСУН Михаил Луняков отметил, что сегодня заказчики, особенно региональные, обладая низкими компетенциями, являются слабым звеном в создании объектов капитального строительства. Обучение заказчиков современным подходам в части реализации проектов – это аспект исключительной важности, ключевая позиция для развития отрасли. В том, что объект построен плохо, виноват не подрядчик, а заказчик, потому что не довел вовремя или в необходимом объеме деньги или выбрал не тех подрядчиков. Поэтому ключевая задача – обучение заказчика, причем в масштабах всей страны. При этом нужно опираться на современные технологии, в том числе, и цифровые. Сейчас нормативно-правовая и технологическая база строительства меняется очень быстро, поэтому актуальность учебных курсов постоянно повышается. Образование заказчика должно быть своевременным и непрерывным.
Мастер-класс на тему: «Организация единого информационного пространства для участников градостроительной деятельности» провела д.э.н., профессор каф. ЭУС НМУ МСГУ Светлана Уварова. Она отметила, что цифровизация – это новые возможности, но при этом очень затратная тема для малых и средних компаний, а также рассказала о том, что такое цифровая трансформация, и к чему она в итоге должна привести.