Новогодний подарочек от ЖКХ

0
138

Эта отрасль продолжает оставаться чёрной дырой, в которой исчезают триллионы рублей. А населению и бизнесу остаётся только слушать разговоры про необходимость повышения тарифов…

Новогодний подарочек от ЖКХ

Если бы можно было сформулировать главный закон российской экономики, то он должен звучать так: в результате любых экономических процессов растут цены на коммуналку. Не стал исключением и нынешний год. Чтобы дорогим россиянам жизнь совсем уж мёдом не казалась, любимое руководство решило поднять ценники на ЖКХ не один раз, как практиковалось до этого, а сразу два раза в год. Получился такой своеобразный подарочек к новогодним праздникам.

Повышение платы для всех регионов на этот раз будет одинаковым – на 9% (с июля 2022 года тарифы подросли на 4%). При этом внутри региона в разных городах размер подорожания может варьироваться. В богатых регионах жители традиционно будут платить поменьше, в бедных – побольше. Электричество и тепловая энергия подорожают на 8,9-9%, по сравнению с тарифами, действующими на конец ноября. Повышение стоимости остальных услуг опять же может разниться – так, чтобы в целом плата за все услуги выросла на 9%.

Прочие услуги – это горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газ, электроэнергия, вывоз мусора. Отдельная тема – платежи за капремонт, о росте которых говорилось уже давно. Их некоторые муниципалитеты тоже решили проиндексировать, чтобы два раза не вставить. Например, Ассоциация региональных операторов капремонта (АРОКР) приводит такие данные: увеличение минимального взноса на капремонт с декабря планируется в Ярославской и Кемеровской областях (на 10%), Ненецком и Ямало-Ненецком АО (по 9%), Северной Осетии и Омской области (на 4%), Пермском крае (2%), Удмуртии (11%), Ханты-Мансийском АО (13%), на Камчатке (17%).

Что же касается предварительных оценок Росстата, то услуги ЖКХ в стране в среднем подорожали на 6,5-7,87%. В наибольшей степени повысились в цене услуги водоотведения (канализации) – на 7,86%. Менее всего – услуги по снабжению сжиженным газом – на 6,5%.

Минэкономики России уверяет, что так получилось «не специально». Мол, пришлось плановую индексацию 2023 года провести досрочно, зато следующее повышение будет только в июле 2024-го.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько ограничился общими словами о том, что досрочное повышение тарифов на коммунальные услуги необходимо для их бесперебойного предоставления услуг. Мол, индексация тарифов – традиционная, предусмотренная законом процедура, которая проводится в рамках ежегодной инфляции, отражающейся на стоимости ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг, ремонта сетей и объектов, а также на стоимости топлива для котельных, реагентов для очистки воды. И добавил:

Индексация тарифов продиктована необходимостью своевременного финансирования операционной деятельности для бесперебойного предоставления коммунальных услуг.

Другие эксперты кивают на глобальную политику и происки «непартнёров». Например, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов в комментариях для СМИ заявил, что весной после введения санкций нарушились логистические цепочки, товаропроводящие связи, и это привело к тому, что невозможно было вовремя провести ремонт, восстановительные работы, установить необходимое оборудование. Дескать, средства от повышения тарифов пойдут на импортозамещение, модернизацию и ремонт коммунальной инфраструктуры.

В том же ключе объясняет ситуацию и руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова. Рост тарифов на коммунальные услуги в этом году обусловлен покрытием издержек, которые приходится нести коммунальным предприятиям из-за роста затрат на энергетику, комплектующие и проценты по уплате кредитов. Выросли затраты на оборудование, связанные с тем, что часть оборудования, комплектующих и материалов попали в санкционные списки. Потребовалось замещение либо параллельный импорт на оборудование и на технологии.

Помимо вражеских происков, причиной роста тарифов стал износ коммунальной инфраструктуры. В этом году выделено государственных займов на общую сумму 150 миллиардов рублей на модернизацию ЖКХ, которые нужно будет как-то отдавать. Средства даются под минимальный процент – 3%, но и обслуживание этих кредитных линий приходится закладывать в тарифы.

Логика, надо отметить, несколько спорная. Можно, конечно, предположить, что наши муниципальные горводоканалы и теплосети сплошь используют американские сварочные аппараты и европейскую запорную арматуру. Но как быть с энергоносителями, которые, вроде бы, мы пока ещё не импортируем, а, наоборот, поставляем по всему миру? Газпром – национальное достояние, например, не только отчитался на фоне санкций о сверхприбылях в этом году, но ещё и наскрёб денег на колоссальные дивиденды, о которых в прежние годы акционеры могли только мечтать.

Электричество страна тоже пока что вырабатывает на своих электростанциях, провода для ЛЭП делаем из своего алюминия, работяги во всех этих организациях тоже, чай, получают оклады не в долларах. Разве что насчёт труб можно поспорить. Та же ТМК, например, до сих пор является кипрской компанией и переходить в родную гавань явно не торопится. Но это только по бумагам, а всё производство как работало на территории России, так и работает.

Наконец, если принять идею о том, что вот прямо сейчас коммунальные сети дошли до последней черты и нужно их срочно латать, поднимая тарифы, то непонятно – чего же думали министерские эксперты, мудрые мужи и дамы до этих пор? Почему никто не бил тревогу в относительно сытые и спокойные времена, когда не было ни эпидемий, ни специальных военных операций?

По факту сегодня сфера ЖКХ остаётся предельно закрытой и неподотчётной ни властям, ни населению. Это своего рода чёрный ящик, где бесследно растворяются собранные даже не миллиарды, а триллионы рублей. Ежегодно мы слышим разговоры про нехватку денег, ветхие сети и необходимость повышать тарифы. Но при этом почему-то никто ещё на федеральном уровне не провёл комплексный аудит технологических сетей и не представил объективных цифр, в каком состоянии они находятся и какие суммы необходимы для их текущего ремонта и обслуживания.

Фактически, по всем вопросам приходится верить администрациям муниципалитетов и директорам теплосетей-водоканалов. То есть прямо заинтересованным людям. И когда усталый усатый мужчина в каске и с папочкой деловым тоном говорит, что надо выделить денег на ремонт той или иной трубы – мы можем только гадать, правда ли микрорайон не переживёт зиму без этого ремонта, или труба может лежать себе ещё не один десяток лет, а тёртый хозяйственник хочет освоить смету.

Не менее спорен и тезис о инфляции. Бытие определяет сознание или наоборот? Цены на ЖКХ нужно повышать, потому что растёт инфляция или наоборот, инфляция растёт, потому что наше Правительство из года в год идёт на поводу естественных монополий, повышая отпускные цены на энергоресурсы? И уже они оказываются заложенными в ценники любых товаров и услуг, вызывая новый виток инфляции?

Пока у Кабмина, в целом, и Минстроя России, в частности, не видно особого желания разгребать авгиевы конюшни российского ЖКХ. Отрасль продолжает оставаться чёрной дырой, куда уходят колоссальные деньги, и откуда кормится бесчисленной количество компаний. А населению и бизнесу остаётся только из года в год слушать разговоры про объективную необходимость повышения тарифов. Меняется только аргументация – рост доллара, рост барреля, рост экономических санкций…