Новые испытания для комфондов СРО?

0
84

На что следует обратить внимание саморегулируемым организациям и их членам в Типовых условиях контрактов

Новые испытания для комфондов СРО?

В конце прошлого месяца Правительство РФ утвердило постановление № 1066 «О Типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства». Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие условия являются обязательными при заключении государственных и муниципальных контрактов.

Так как данное постановление вступает в силу с 1 сентября этого года, то заключаемые контракты, на наш взгляд, претерпят довольно серьёзные изменения. Они в контрактах повлекут также и последствия для саморегулируемых организаций, в части применения ответственности по статьям 60 и 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

На что обратили внимание наши постоянные эксперты, и о чём нам хочется поделится с Вами, уважаемые читатели.

 

Момент первый

Несмотря на то, что типовые условия контрактов содержат нормы для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, применение их в конкретных контрактах зависит от того, определены ли эти условия для конкретного вида работ или нет. Определяется это наличием сноски или отсутствием таковой, в таком случае условие применяется для всех видов работ.

Например, теперь для капитального ремонта объекта капитального строительства не является обязательным требованием для наличия проектной документации как неотъемлемой части контракта. Теперь таким документом будет акт, утверждённый застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.

И тут возникает коллизия с известным правительственным постановлением № 615, в котором предусматривается наличие проектной документации при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Данное положение не исключено и не изменено.

Опять же новая указанная норма ещё раз подтверждает, что Фонд капитального ремонта является техзаказчиком. Однако, как представляется, в целях уйти от ответственности, ФКРы ещё долгое время будут заключать контракты на подготовку проектной документации по капремонту МКД.

 

Момент второй

Отдельные типовые условия содержат конкретные сроки, в тоже время очень много норм оставлено без конкретных сроков, для целей их установления в контрактах. На это тоже придётся внимательно обращать СРО внимание при возникновении споров, так как пропуск сроков заказчиком может повлечь не удовлетворение его требований к СРО.

 

Момент третий

Подрядчик обязывается обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.

Если мы правильно понимаем, то подрядчик приостанавливает все работы на момент устранения дефектов. Это очень важно, так как в таком случае сроки выполнения работ как по строительству, так и по реконструкции и капитальному ремонту могут быть не соблюдены. А значит, это неминуемые штрафы, о которых также говорится уже в пункте 50 Типовых условий контрактов.

 

Момент четвёртый

А пункт 12 этого же документа предусматривает:

Не позднее 10-го рабочего дня со дня завершения работ освободить строительную площадку от временных строений и сооружений, строительной техники, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, – от строительного мусора и иных отходов.

Нетрудно догадаться, что за его несоблюдение появятся штрафы в контрактах, и это будет не выполнением обязательств, что может повлечь выплаты из КФ ОДО.

 

Момент пятый

Непонятно почему, но в Типовых условиях не прописано про обязательность осуществления заказчиком строительного контроля своими силами либо с помощью привлечения специализированных юрлиц или ИП. Однако пункт 7 Типовых условий контракта предусматривает обязанность подрядчика обеспечить представителям заказчика возможность осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта.

***

Далее – это всё об условия о гарантии качества.

а) Гарантийный срок на результат работ устанавливается со дня приёмки заказчиком результата работ, а в случае досрочного расторжения контракта – со дня, с которого контракт, в соответствии с законодательством Российской Федерации, считается расторгнутым.

Тут надо обратить внимание на часть выполненных работ. Но непонятно тогда с гарантийным сроком, если эта часть работ была принята до расторжения контракта. Какой в данном случае будет срок для начала течения гарантийного срока?

б) Подрядчик обязуется передать заказчику все документы, подтверждающие гарантии качества и гарантийные сроки, предусмотренные поставщиками или производителями материалов, конструкций, изделий или оборудования.

Не передал – нарушил обязательства. Неустойка (штраф).

в) Устранение недостатков (дефектов) результата работ, выявленных в течение гарантийного срока, осуществляется силами подрядчика и за его счёт.

А если нет уже подрядчика? Ликвидирован, например. Значит, СРО будет возмещать убытки вследствие невыполнения договорных обязательств. А если судебная практика изменится – то тогда неустойки будут в размере убытков…

г) Как правило гарантийный срок на результат работ не может быть менее 5-ти лет. Однако при заключении контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений гарантийные сроки на результат работ устанавливаются иные.

  • гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна автомобильной дороги и слоёв основания дорожной одежды автомобильной дороги при строительстве, реконструкции, составляет 8 лет;
  • гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна автомобильной дороги и слоёв основания дорожной одежды автомобильной дороги при капитальном ремонте, составляет 6 лет;
  • гарантийный срок для обочины (её частей) автомобильной дороги, укреплённой материалом по типу проезжей части, принимается равным гарантийному сроку покрытия верхнего слоя дорожной одежды. В иных случаях гарантийный срок для обочины (ее частей) автомобильной дороги не регламентируется;
  • гарантийный срок для покрытия из цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды автомобильной дороги составляет 8 лет;
  • гарантийный срок для нижнего слоя дорожного покрытия составляет 5 лет…

И так далее. Всё перечислять нет необходимости, так как гарантийные сроки установлены аж в трёх таблицах! При этом, если будет возникать спор о таких сроках, то придётся поднимать документы по интенсивности движения транспортного потока по полосе движения, автомобилей в сутки; документов – из чего изготовлены дорожные знаки, дорожная разметка и тому подобное.

В случае отсутствия таких документов потребуется проведение соответствующих экспертиз. Конечно же, за счёт СРО, если иски будут предъявляться к компенсационным фондам.

Полагаем, что далеко не все моменты, на которые необходимо обратить внимание, сегодня попали в поле нашего зрения. А учитывая, что заказчики в своих контрактах ещё много чего «напридумывают», разбираться нам всем придётся ещё очень долго.

И последнее, что хотелось сказать: с последними за два года новеллами законодательства у нас создалось стойкое убеждение о необходимости формирования компенсационных фондов СРО не по фиксированным размерам взносов, а в процентном соотношении от сумм контрактов. Даже если эти проценты будут менее 1%.

(с благодарностью нашим постоянным экспертам и юристам СРО)